Фото sociology-symposium.ru
Интенсификация международных академических контактов в условиях роста политической напряженности между Россией и странами Запада, санкционной политики США – интересный феномен последних лет. Это резко контрастирует с общей тенденцией сворачивания сотрудничества (или его сокращения) России с зарубежными странами по целому ряду направлений.
С одной стороны, это объясняется тем, что университеты и их сотрудники всегда имели академические свободы, подразумевающие безусловные свободы изложения научных истин и научного преподавания. В этом смысле университеты могут иметь институциональную стратегию развития, отличную от политической повестки руководства страны. Как отмечают авторы доклада «The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition»: «Одной из долгосрочных тенденций является развитие сотрудничества между различными высшими учебными заведениями. В этой тенденции нашла отражение концепция, что инновации дают больший эффект, если учреждения делятся своими идеями».
Кроме того, международная репутация университета, его место в мировых рейтингах образовательных организаций, безусловно, сегодня зависит от уровня развития международного сотрудничества в сфере науки и образования. В том числе от численности иностранных студентов и иностранных профессоров. Поэтому собственно для университетов развитие международного образовательного и научного сотрудничества – вопрос конкурентоспособности вопреки политическим разногласиям и санкциям, вводимым руководствами стран.
В российской повестке международного образовательного и научного сотрудничества только на май 2018 года – пять конкурсов на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимые совместно Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Лондонским королевским обществом, Национальным центром научных исследований Франции, Государственным фондом естественных наук Китая, Вьетнамской академией наук и технологий, Национальным исследовательским фондом Южно-Африканской Республики.
На Петербургском международном экономическом форуме 24–25 мая заявлены четыре секции, посвященные образованию и науке. В рамках форума будет презентован аналитический доклад «Сотрудничество России и Франции в сфере высшего образования», подготовленный специалистами РАНХиГС совместно с французскими коллегами из Университета Ниццы – Софи Антиполис. По мнению авторов доклада, приоритетными направлениями образовательного сотрудничества между Россией и Францией в ближайшие годы станут: дальнейшее развитие совместных российско-французских образовательных и научных проектов и программ; привлечение потенциальных партнеров из бизнеса и неправительственных организаций; увеличение численности подготовленных высококвалифицированных кадров для совместных российско-французских предприятий; увеличение и сбалансированность потоков академической мобильности.
По нашему мнению, российские образовательные и научные организации становятся полноценными участниками дипломатических отношений. «Мягкую силу» университетов в настоящее время трудно переоценить. Создание и развитие международных стратегических партнерств становится важным мероприятием в институциональных стратегиях российских вузов. При этом вузы все чаще подходят к международному сотрудничеству стратегически, становятся все более избирательными в выборе партнеров для сотрудничества, и, как следствие, их партнерства становятся наиболее эффективны.
Ежегодное увеличение численности иностранных студентов в российских вузах свидетельствует о растущем интересе к отечественной системе образования. В 2017 году произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России. По результатам заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года был запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
В рамках этого проекта была поставлена задача увеличить численность иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования, в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году; численность иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должна вырасти с 1,1 млн человек до 3,5 млн; численность иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования, должна удвоиться.
Заявленные показатели не имеют аналогов в мире. В последние несколько лет программы по поддержке экспорта образования были приняты в целом ряде стран (Китай, Япония, Дания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, Великобритания и др.), но максимум в таких программах речь шла об удвоении численности иностранных студентов.
Совершенно очевидно, что реализация российского приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» будет проходить в острой конкурентной борьбе со странами, а также в условиях продления и эскалации санкций в отношении России с негативными последствиями для ее имиджа за рубежом и привлекательности как провайдера образовательных услуг. «Политические обстоятельства – не единственное и даже не самое серьезное из всех препятствий на пути к трансграничному сотрудничеству, – справедливо отмечается в «Валдайских записках» Э. Деодато и И. Борковска (2014). – Но пример европейской интеграции показывает, что «мягкая сила», применяемая в области высшего образования и через ее посредство, – очень действенное средство в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
комментарии(0)