0
4083
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

15.05.2018 00:01:00

Госзаказ или госоткат?

Закупки чиновников – одна из самых коррупционных сфер, несмотря на систематическое совершенствование законодательства

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток).

Тэги: госзакупки, нарушения, коррупция


госзакупки, нарушения, коррупция Фото агентства городских новостей "Москва"

Коллегия Счетной палаты (СП) России накануне майских праздников обнародовала результаты мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок. Как оказалось, прошлогодний объем нарушений при госзакупках в рамках Федерального закона № 44-ФЗ вырос более чем вдвое и достиг 104 млрд руб. против 48,8 млрд годом ранее. Количество самих нарушений увеличилось почти втрое – с 823 до 2,1 тыс. Экономия бюджетных средств при этом снизилась с 9,9 до 6,7%. Кстати, региональные контрольно-счетные органы вскрыли более 34 тыс. нарушений на общую сумму более 35 млрд руб.

Наиболее распространены нарушения при приемке и оплате товаров (работ, услуг), не соответствующих условиям контрактов; при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком; неприменение мер ответственности за несоблюдение контракта; внесение незаконных изменений в контракты.

Представители СП объясняют неблагоприятную динамику увеличением числа проверок, завершением формирования методической базы по проведению аудита и ростом доступности данных из Единой информационной системы – в прошлом году в ней были размещены закупки на 7,1 трлн руб., что на 11,4% выше, чем в 2016-м. Таким образом, масштабы нарушений составили почти 1,5% от общего объема госзакупок.

В свою очередь, эксперты в качестве причин многочисленных нарушений называют непрозрачность исполнения госконтрактов, некорректное оформление документов, низкую дисциплину поставщиков и заказчиков, ненадлежащий ведомственный контроль и т.д. Отмечается также, что четкое исполнение 44-ФЗ затрудняется многочисленными поправками (с 2013 года – 48) и подзаконными актами (более 100).

Помимо этого были выявлены 139 нарушений при осуществлении корпоративных закупок (223-ФЗ) на общую сумму 13,8 млрд руб. В регионах таких нарушений набралось на 3 млрд руб. Сегодня основной объем закупок (96,4%) в рамках 223-ФЗ осуществляется прочими способами и у единственного поставщика, что влечет низкий уровень конкуренции (среднее количество заявок на 1 лот – 1,75) и эффективности осуществления закупок (относительная экономия – 1,32%).

Несмотря на столь благодатную, казалось бы, почву для правоохранителей, количество выявляемых ими преступлений остается незначительным. Так, в 2017 году было зарегистрировано всего 587 преступлений, связанных с госзаказом, и выявлено 202 человека, их совершивших. Подавляющее большинство таких деяний приходилось на Северо-Западный, Южный и Центральный федеральные округа. Впрочем, в остальных округах страны обстановка также далеко не безоблачная. В общей структуре таких преступлений преобладают мошенничества. Чисто экономических и должностных преступлений набралось 39 и 159 соответственно. Нулевые показатели по организованной преступности в данной сфере.

Что касается судьбы возбуждаемых уголовных дел, то расследовано в минувшем году было только 259 (–5,8% к 2016 году), а направлено в суд – 181 (–22%). Размер причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам данной категории составил 4,5 млрд (в 2016 году – 2,1 млрд) руб. Однако арестовано или изъято денег (имущества) по таким делам было лишь на 2,5 млрд (437,7 млн) руб.

Вместо того чтобы устранить коррупциогенные ниши в отраслевом законодательстве (на чем неоднократно настаивала СП) и ведомственную конкуренцию между контролирующими органами, а также повысить исполнительскую дисциплину заказчиков, Кремль в очередной раз принялся перелопачивать Уголовный кодекс РФ. В частности, Федеральный закон от 29.12.17 № 469-ФЗ (вступил в силу 09.01.18) дополнил УК двумя новыми статьями: 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа». Помимо этого предусматривается конфискация имущества, полученного в результате совершения указанных преступлений.

В свою очередь, Федеральный закон от 23.04.18 № 99-ФЗ ввел такие составы, как: «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» (ст. 200.4) и «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок» (ст. 200.5).  Причина нововведений проста: ряд нарушений, связанных с определением цены контракта, его заключением или исполнением, не могут рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами. Такие деяния влекут за собой лишь административную ответственность (50 тыс. руб. штрафа).

Между тем уже сейчас возникают большие сомнения в результативности принятых уголовно-правовых мер. По подсчетам Минфина, только 3,6% закупок госкомпаний осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В общей сложности заказчиками применялось более 5 тыс. способов выбора поставщиков. Самый популярный из них – это «иные способы», на втором месте – закупка у единственного поставщика (на 9,6 трлн руб.). При этом по итогам закрытых закупок было выполнено всего 4,2% заказов. Таким образом, 223-ФЗ уже на старте предусматривает узаконенную схему распила бюджетных средств, которые могли быть направлены на решение остросоциальных проблем страны.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В России не выполняется каждый второй госконтракт

В России не выполняется каждый второй госконтракт

Ольга Соловьева

Для большинства конкурсов закупок не находится участников

0
746
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2056
Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Наталья Приходко

В отличие от полномочий Верховной рады продление полномочий президента не предусмотрено Конституцией Украины

0
4268
Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Грузия, Молдавия и Украина могут не стать членами ЕС в ближайшей пятилетке

0
6272

Другие новости