Фото пресс-службы президента Украины
События на международной арене, связанные с сирийским кризисом, заслонили то, что происходит вокруг кризиса украинского, но последний продолжает оставаться одним из элементов сложного пазла отношений России и Запада, причем элемента очень конфликтного. Сегодня Украина находится в определенной точке бифуркации – с одной стороны, это связано продолжающимся социально-политическим и экономическим кризисом в стране, с другой – с приближающимися выборами. Выборы не просто определят, кто конкретно будет работать в должности президента и какая партия или коалиция будет доминировать в парламенте, но и то, на кого в итоге поставит Запад, имея в виду решающее значение внешней поддержки для победы на парламентских и президентских выборах.
Тот кризис, который мы наблюдаем в Украине, во многом может быть проблеском надежды на минимизацию конфронтации. Однако для этого, во-первых, должно пройти еще время при одновременной перезагрузке украинской власти и внешней политики. Во-вторых, не только в Москве, но и на Западе должно быть принято принципиальное решение о том, что деэскалация в отношениях Москвы и Запада не может быть основана на односторонней сдаче позиций, что точка, за которой начинаются диалог и равновесие, не может быть сдвинута в одну сторону. Тогда пошаговое решение проблемы Донбасса при одновременном осознании необходимости более широкой договоренности об Украине и с обязательным участием Киева может стать катализатором разрядки.
Анализ высказываний украинских экспертов, политологов, значительной части лидеров общественного мнения показывает, что за последний период произошел если не поворот, то определенно изменение в оценках, причем даже у тех, кто изначально был адептом ультраевроориентированного курса. Ко многим приходит понимание того, что последние четыре года были годами не модернизации общества, а годами упущенных возможностей. Это было вызвано и конфликтом с восточным соседом, но в первую очередь той парадигмой развития, которая была характерна для самой постсоветской Украины. С ее клановостью, сепаратистскими тенденциями в регионах, политикой торга вместо реальной многовекторности, отсутствием социокультурного проекта интеграции регионов и общества в контексте национального строительства, наконец, системными ошибками и сбоями во внутриполитической и экономической жизни Украины уже после евромайдана.
Конечно, эти оценочные тенденции вряд ли определят в ближайшей перспективе изменения внешне- и внутриполитического курса в глобальном плане. Рассчитывать на быструю нормализацию ситуации было бы наивно. Но необходимо принимать во внимание, что критическая аналитика вызвана реальностью и реальность эта должна диктовать для всех интеллектуалов и части политических элит осознание необходимости коренного изменения и перезагрузки украинской системы, на этот раз желательно уже не революционным путем. Вопрос в том, будет ли диктовать на самом деле, или низкое качество управления, кадров и набор проблем, связанных с изначальной синтетичностью проекта, приведут к тому, что он будет закрыт самим временем, а вовсе не внешними силами.
Кризис украинской современной модели налицо. Фиксируется отсутствие должного уровня методологии имплементации самой евроассоциации. Идеи Петра Порошенко о создании таможенного союза с ЕС, конечно, привлекательны на бумаге, но практического смысла на данном этапе они не имеют. Да, определенные виды продукции пользуются и будут пользоваться спросом, но страна уже никогда не сможет претендовать на ту роль, которая ей была так опрометчиво уготована в начале 1990-х годов многими экономистами, заявлявшими об Украине как о новой Франции. Можно много говорить об экспорте пчел, но когда потеряны на 40% металлургия и на 60% химическая промышленность, эти разговоры не могут компенсировать деиндустриализации, разрушения инфраструктуры, утраты научного потенциала, массового выезда активного населения за рубеж. Конечно, совершенно очевидно, что курс на евроинтеграцию необратим, в известной мере этот курс сегодня уже безальтернативен, но он не может быть односторонним и должен сочетаться с активной государственной экономической политикой, промышленной политикой с элементами протекционизма, даже ценой некоторого ослабления одностороннего евроинтеграционного вектора или отказа от евроинтеграционной спешки.
В политической сфере наблюдается очевидная дисфункция системы, ее хаотизация. Причем выборные обстоятельства, даже принимая во внимание, что выборы будут скорее все же очередными, а не досрочными, только усугубляют ситуацию. Власть, несмотря на крайне низкие рейтинги, использует все возможности для дискредитации своих политических оппонентов, усиления давления, при этом внутри власти линии противостояния только увеличиваются. Свидетельством этого стали недавние откровения Арсена Авакова относительно его видения роли президента Украины и его взаимодействия с ним, конфликт НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) и САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура), фактически играющий на руку Генпрокуратуре и ее главе Юрию Луценко и демонстрирующий коллапс украинской системы антикоррупционных органов, во многом искусственных и навязываемых Западом. Задержание Надежды Савченко, которое также стоит в известной степени рассматривать в общем контексте лихорадочных попыток власти укрепить свое положение и иметь возможность оказать политическое давление на конкурентов.
При этом и оппозиционная часть политической системы тоже не выдвинула новых перспективных лидеров. Вопрос кто – Юлия Тимошенко или Петр Порошенко – для стратегического будущего Украины предполагает только ответ – никто из них. Но для того чтобы ответить на него и выдвинуть лидеров новой волны, недостаточно только выдвинуть молодых, нужно перезагрузить всю систему от Конституции до институтов и понять, что возврат субъектности и опора на собственные силы должны стать ключевой методологической основой развития страны. В противном случае ни путь усиления авторитарных тенденций, ни тем более дальнейшая дисперсия не смогут спасти ситуацию. По сути дела, современное положение оставляет Украине только один путь, на котором стране предстоит восстановить реальную многовекторность и провести диверсификацию внешней политики. Но пойти по этому пути можно только после кардинальной перезагрузки украинской системы.
комментарии(0)