0
4161
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

10.04.2018 00:01:00

Можно ли найти управу на президента

Неподсудность экс-руководителей государств за коррупционные махинации нивелирует принцип равенства граждан перед судом

Александр Сухаренко

Об авторе: Сухаренко Александр Николаевич – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: южная корея, пак кын хе, коррупция


южная корея, пак кын хе, коррупция Фото Jerome Favre/Bloomberg via Getty Images

Экс-глава Южной Кореи Пак Кын Хе, приговоренная к 24 годам тюрьмы со штрафом в 18 млрд вон, пополнила список южнокорейских президентов, уличенных в коррупции. Ее приговор оказался куда более жестким, чем у Ро Дэ У, возглавлявшего страну с 1988 по 1993 год (в августе 1996 года его осудили на 22 года, позднее срок сократили до 17 лет, а в 1998 году и вовсе амнистировали). Правда, тогда суд обязал экс-чиновника вернуть в казну незаконно полученные доходы в размере 263 млрд вон.

Осужденная Пак Кын Хе победила на декабрьских выборах 2012 года, став первой в истории страны женщиной-президентом. В середине 2016 года разразился громкий скандал вокруг вмешательства в государственные дела ее близкой подруги Чхве Сун Силь (в феврале осуждена на 20 лет со штрафом в 18 млрд вон). После прошлогоднего импичмента Пак арестовали по обвинению в коррупции, взяточничестве, злоупотреблении положением и разглашении гостайны (из 18 пунктов в суде устояли 16).

Месяцем ранее в Сеуле арестовали предшественника Пак – Ли Мен Бака, правившего Кореей в 2008–2013 годах. Следствие инкриминирует ему получение взяток на 11 млрд вон, создание незаконного фонда на 35 млрд вон, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление полномочиями, нарушение закона о выборах и т.д. Сам Ли Мен Бак объясняет свое уголовное преследование происками действующего президента страны.

Мировой юстиции известен целый ряд примеров уголовного преследования экс-президентов за коррупцию. Так, в 2009 году за присвоение госсредств (3,1 млн долл.) и получение взяток (9 млн долл.) к пожизненному заключению приговорили президента Тайваня Чэнь Шуйбяня. Год спустя Верховный суд заменил пожизненное на 17,5 года заключения и 154-миллионный штраф. Однако уже в начале 2015 года его освободили по состоянию здоровья.

В августе 2012 года к четырем годам тюрьмы с конфискацией имущества на сумму 25 млн тугриков приговорили экс-президента Монголии Намбарына Энхбаяра, обвинявшегося в нецелевом использовании государственных средств и превышении своих полномочий.

В январе 2015 года на восемь лет тюрьмы со штрафом в 1 млн долл. за растрату госсредств (около 40 млн долл.) на организацию пропагандистской кампании в СМИ к выборам 2000 года был осужден экс-президент Перу Альберто Фухимори. Ранее, в  2009 году, Верховный суд приговорил его к семи половиной годам тюрьмы за взятку в 15 млн долл. экс-главе Национальной разведки Владимиро Монтесиносу.

А в декабре 2015 года к четырем с половиной годам тюрьмы за растрату государственных средств приговорили экс-президента Аргентины (1989–1999) Карлоса Сауля Менема. Как установил суд, тот незаконно выплачивал надбавки отдельным министрам за счет госрезервов на национальную безопасность и оборону.

Ну и наконец, на прошлой неделе Верховный суд Бразилии оставил в силе 12-летний приговор со штрафом в 670 тыс. реалов (205 тыс. долл.) экс-президенту страны Луису Инасиу Луле да Силве, занимавшему свой пост в 2003–2010 годах. Ему вменялось получение взяток (1,1 млн долл.) от строительной компании и их отмывание – деньги были потрачены на покупку трехэтажной квартиры в курортном городе.

Что касается нашей страны, то подобный экзерсис у нас вряд ли возможен. Пару лет назад депутаты-коммунисты из Госдумы уже пытались лишить неприкосновенности экс-президента, которой того наделяет ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 № 12-ФЗ. Согласно ей, тот не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения своих полномочий. Помимо этого, его нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску и допросу. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые им жилые помещения, транспорт, средства связи, документы и багаж, а также личную переписку. По мнению недовольных думцев, распространение неприкосновенности на экс-президентов противоречит ст. 19 Конституции РФ, предусматривающей равенство всех перед законом независимо от имущественного и должностного положения.

Однако в феврале 2015 года профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству завернул «революционный» законопроект коммунистов, сославшись на постановление Конституционного суда РФ от 11.07.2000. Дескать, «неприкосновенность обеспечивает свободное и ответственное осуществление главой государства принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования самого института главы государства».

Правда, тогда же в комитете отметили, что экс-президента все-таки можно лишить неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Однако, согласно главе 52 УПК РФ, для этого необходимо представление председателя Следственного комитета, которое должны поддержать Госдума и Совет Федерации. Их отказ является обстоятельством, исключающим производство по делу, и влечет его прекращение. При текущем раскладе сил в обеих палатах парламента о согласии на снятие с президента иммунитета можно забыть. Не отважится на это и глава СК РФ, которого, кстати, назначает на должность президент.

Не так давно международная организация Совета Европы «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО) в очередной раз порекомендовала России сократить перечень лиц, на которые распространяется особый порядок привлечения к уголовной ответственности (депутатов и судей). О ходе реализации предложенных рекомендаций российские власти должны проинформировать секретариат ГРЕКО к 30 апреля 2019 года. Но пока в России коррупцию воспринимают не иначе как климат – нечто, осложняющее жизнь и вызывающее постоянное недовольство, но не поддающееся изменениям как составляющая часть самой жизни, ожидать каких-либо существенных подвижек в ограничении иммунитета властей предержащих не стоит.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


2. Андрей Белоусов начал борьбу с коррупцией в Минобороны

2. Андрей Белоусов начал борьбу с коррупцией в Минобороны

Чиновник пытался повысить эффективность промышленности и управления войсками, а также заменил соратников Сергея Шойгу

0
1907
3. Право на силовую деприватизацию подтвердили в Конституционном суде

3. Право на силовую деприватизацию подтвердили в Конституционном суде

В конкретно-исторических условиях отменен срок давности по искам к лихим 90-м

0
2030
Президент Южной Кореи может встретить утверждение импичмента уже за решеткой

Президент Южной Кореи может встретить утверждение импичмента уже за решеткой

Геннадий Петров

Конституционный суд страны скоро проверит законность отрешения Юн Сок Ёля от должности

0
1996
ЕС одобрил 15-й пакет антироссийских санкций...

ЕС одобрил 15-й пакет антироссийских санкций...

Юрий Паниев

Парламент Южной Кореи объявил импичмент президенту

0
6169

Другие новости