Фото Jerome Favre/Bloomberg via Getty Images
Экс-глава Южной Кореи Пак Кын Хе, приговоренная к 24 годам тюрьмы со штрафом в 18 млрд вон, пополнила список южнокорейских президентов, уличенных в коррупции. Ее приговор оказался куда более жестким, чем у Ро Дэ У, возглавлявшего страну с 1988 по 1993 год (в августе 1996 года его осудили на 22 года, позднее срок сократили до 17 лет, а в 1998 году и вовсе амнистировали). Правда, тогда суд обязал экс-чиновника вернуть в казну незаконно полученные доходы в размере 263 млрд вон.
Осужденная Пак Кын Хе победила на декабрьских выборах 2012 года, став первой в истории страны женщиной-президентом. В середине 2016 года разразился громкий скандал вокруг вмешательства в государственные дела ее близкой подруги Чхве Сун Силь (в феврале осуждена на 20 лет со штрафом в 18 млрд вон). После прошлогоднего импичмента Пак арестовали по обвинению в коррупции, взяточничестве, злоупотреблении положением и разглашении гостайны (из 18 пунктов в суде устояли 16).
Месяцем ранее в Сеуле арестовали предшественника Пак – Ли Мен Бака, правившего Кореей в 2008–2013 годах. Следствие инкриминирует ему получение взяток на 11 млрд вон, создание незаконного фонда на 35 млрд вон, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление полномочиями, нарушение закона о выборах и т.д. Сам Ли Мен Бак объясняет свое уголовное преследование происками действующего президента страны.
Мировой юстиции известен целый ряд примеров уголовного преследования экс-президентов за коррупцию. Так, в 2009 году за присвоение госсредств (3,1 млн долл.) и получение взяток (9 млн долл.) к пожизненному заключению приговорили президента Тайваня Чэнь Шуйбяня. Год спустя Верховный суд заменил пожизненное на 17,5 года заключения и 154-миллионный штраф. Однако уже в начале 2015 года его освободили по состоянию здоровья.
В августе 2012 года к четырем годам тюрьмы с конфискацией имущества на сумму 25 млн тугриков приговорили экс-президента Монголии Намбарына Энхбаяра, обвинявшегося в нецелевом использовании государственных средств и превышении своих полномочий.
В январе 2015 года на восемь лет тюрьмы со штрафом в 1 млн долл. за растрату госсредств (около 40 млн долл.) на организацию пропагандистской кампании в СМИ к выборам 2000 года был осужден экс-президент Перу Альберто Фухимори. Ранее, в 2009 году, Верховный суд приговорил его к семи половиной годам тюрьмы за взятку в 15 млн долл. экс-главе Национальной разведки Владимиро Монтесиносу.
А в декабре 2015 года к четырем с половиной годам тюрьмы за растрату государственных средств приговорили экс-президента Аргентины (1989–1999) Карлоса Сауля Менема. Как установил суд, тот незаконно выплачивал надбавки отдельным министрам за счет госрезервов на национальную безопасность и оборону.
Ну и наконец, на прошлой неделе Верховный суд Бразилии оставил в силе 12-летний приговор со штрафом в 670 тыс. реалов (205 тыс. долл.) экс-президенту страны Луису Инасиу Луле да Силве, занимавшему свой пост в 2003–2010 годах. Ему вменялось получение взяток (1,1 млн долл.) от строительной компании и их отмывание – деньги были потрачены на покупку трехэтажной квартиры в курортном городе.
Что касается нашей страны, то подобный экзерсис у нас вряд ли возможен. Пару лет назад депутаты-коммунисты из Госдумы уже пытались лишить неприкосновенности экс-президента, которой того наделяет ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 № 12-ФЗ. Согласно ей, тот не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения своих полномочий. Помимо этого, его нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску и допросу. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые им жилые помещения, транспорт, средства связи, документы и багаж, а также личную переписку. По мнению недовольных думцев, распространение неприкосновенности на экс-президентов противоречит ст. 19 Конституции РФ, предусматривающей равенство всех перед законом независимо от имущественного и должностного положения.
Однако в феврале 2015 года профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству завернул «революционный» законопроект коммунистов, сославшись на постановление Конституционного суда РФ от 11.07.2000. Дескать, «неприкосновенность обеспечивает свободное и ответственное осуществление главой государства принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования самого института главы государства».
Правда, тогда же в комитете отметили, что экс-президента все-таки можно лишить неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Однако, согласно главе 52 УПК РФ, для этого необходимо представление председателя Следственного комитета, которое должны поддержать Госдума и Совет Федерации. Их отказ является обстоятельством, исключающим производство по делу, и влечет его прекращение. При текущем раскладе сил в обеих палатах парламента о согласии на снятие с президента иммунитета можно забыть. Не отважится на это и глава СК РФ, которого, кстати, назначает на должность президент.
Не так давно международная организация Совета Европы «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО) в очередной раз порекомендовала России сократить перечень лиц, на которые распространяется особый порядок привлечения к уголовной ответственности (депутатов и судей). О ходе реализации предложенных рекомендаций российские власти должны проинформировать секретариат ГРЕКО к 30 апреля 2019 года. Но пока в России коррупцию воспринимают не иначе как климат – нечто, осложняющее жизнь и вызывающее постоянное недовольство, но не поддающееся изменениям как составляющая часть самой жизни, ожидать каких-либо существенных подвижек в ограничении иммунитета властей предержащих не стоит.
комментарии(0)