0
5377
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

28.03.2018 00:01:00

Тени Семибашенного замка

Высылка дипломатов никаких конкретных результатов не дает

Андрей Кортунов

Об авторе: Андрей Вадимович Кортунов – генеральный директор Российского совета по международным делам.

Тэги: дипломатический кризис, ес, сша, оттоманская империя, история, послы, война, семибашенный замок


дипломатический кризис, ес, сша, оттоманская империя, история, послы, война, семибашенный замок На фото посольство России в Германии. Фото Sean Gallup/Getty Images

В Оттоманской империи на протяжении нескольких столетий существовал весьма своеобразный обычай. Как только отношения Высокой Порты с какой-то страной резко ухудшались и перспектива скорой войны становилась неотвратимой, посла враждебной державы бросали в специально для этого предназначенную Посольскую башню зловещей «стамбульской Бастилии» – Семибашенного замка. Там дипломатическому представителю и надлежало пребывать долгие месяцы, а иногда и годы, вплоть до завершения военных действий и подписания мирного договора. Степень комфорта пребывания варьировалась в широких пределах – в зависимости от личных отношений посла с султаном и ближайшим окружением последнего. Практической пользы от этого демарша для Стамбула не было ровным счетом никакой – находясь в полной изоляции, посол, разумеется, не мог содействовать разрешению кризиса и заключению мира. Но в столичном дворце Топкапы двор бурно радовался очередному посрамлению нечестивых врагов династии Османов.

В наши куда более вегетарианские времена иностранных послов в тюрьмы уже не сажают. Однако развернувшаяся в очередной раз на Западе масштабная кампания по высылке российских дипломатов вполне вписывается в не самую лучшую традицию правителей Высокой Порты. Десятки сотрудников дипломатических миссий становятся заложниками проблемы, к которой они не имеют никакого непосредственного отношения. Более того, сам факт пребывания на территории западных стран российских дипломатов начинает рассматриваться не как естественное положение дел, но как некая особая выданная Москве привилегия, которую можно на время сохранить, а можно при случае и отобрать.

Вряд ли кто-то будет отрицать тот очевидный факт, что именно в условиях кризиса, когда цена любой ошибки многократно возрастает, сохранение и даже расширение существующих дипломатических каналов особенно необходимы. Каждый дипломат независимо от ранга и занимаемой должности – это помимо всего прочего канал коммуникации, источник информации, собеседник, помогающий составить правильное представление о логике, страхах, намерениях и ожиданиях другой стороны. «Держи своих друзей близко, а врагов еще ближе» – эта старая мудрость Николо Макиавелли нисколько не утратила своей актуальности за последние пять веков.

Да и насколько можно дипломатов, пусть даже представляющих и не вполне дружественное государство, отнести к категории врагов? Поработав в посольстве или консульстве несколько лет, изучив язык и познакомившись с культурой, традициями и обычаями страны пребывания, обзаведясь многочисленными друзьями и знакомыми, дипломат, как правило, так или иначе становится если не лоббистом этой страны у себя дома, то как минимум ее активным симпатизантом. Вспомним британских и американских послов в России последних десятилетий: Родерика Лайна и Тони Брентона, Джона Байерли и Джона Теффта – ни одного из них нельзя причислить к отпетым русофобам, все они, за очень редким исключением, сегодня выступают с наиболее умеренных и конструктивных позиций по отношению к России. Думаю, что и большинство наших дипломатов разного уровня, долгое время работавших в Лондоне и Вашингтоне, едва ли готовы к роли оголтелых ястребов и ненавистников Запада.

Стандартный аргумент в пользу высылки дипломатов – ссылка на то, что эти дипломаты, дескать, и не дипломаты вовсе. Они выполняют разведывательные функции в стране пребывания и тем самым наносят ущерб ее национальной безопасности. Но, если разобраться по существу, эта ссылка более чем сомнительная. Во-первых, если у вас имеются доказательства или хотя бы обоснованные подозрения насчет разведчиков, работающих под дипломатическим прикрытием, и если эта работа наносит серьезной ущерб вашей безопасности, зачем было ждать последнего политического кризиса для принятия решения о высылке? Во-вторых, не надо обладать проницательностью группенфюрера Мюллера в исполнении Леонида Броневого, чтобы сообразить: любой засвеченный иностранный разведчик – щедрый подарок для местной контрразведки; это идеальный материал для оперативной разработки, и высылать его из страны, мягко говоря, не очень дальновидно.

Могут сказать – не будем драматизировать ситуацию, между Россией и странами Запада помимо посольств и консульств существует множество других каналов коммуникации – от саммитов и встреч министров иностранных дел до разнообразных контактов между военными, спецслужбами и механизмов «второго трека» экспертов. Это, конечно, так. Высылка российских дипломатов из США не поставит крест на возможностях российско-американского сотрудничества на юго-западе Сирии или на будущем Договора СНВ-3. Но именно посольства, консульства, торгпредства придают отношениям между странами плоть и кровь, именно они позволяют развивать связи между обществами в целом – от камерных студенческих обменов до многомиллиардных деловых сделок. Если бы это было не так, то прагматичные и прижимистые американцы не строили бы сегодня огромного нового посольства в Лондоне стоимостью более миллиарда долларов.

Конечно, высылка дипломатов – простая, эффектная и понятная общественности мера, позволяющая высказать свое неудовольствие, не ставя под вопрос собственные существенные интересы. Принятие решения о высылке не требует парламентского одобрения и, как правило, не становится предметом внутриполитических дискуссий. К тому же существует ошибочное представление о том, что эту меру всегда легко пересмотреть или вообще отменить, если отношения вновь начнут налаживаться. Наконец, высылка дипломатов – устоявшийся, освященный многими десятилетиями холодной войны ритуал, который давно и прочно вошел в международную практику.

Как показывают все те же десятилетия холодной войны, никаких конкретных позитивных результатов использование этой меры не дает. И не может дать, поскольку дипломатическая служба – всего лишь один из технических инструментов внешней политики. Если на твоем компьютере возникли неполадки с жестким диском, бессмысленно и глупо стучать кулаком по клавиатуре, надеясь таким образом решить проблему.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ЦК КПРФ представлены все варианты партийной тактики

В ЦК КПРФ представлены все варианты партийной тактики

Дарья Гармоненко

В начале любого внутриполитического сценария коммунисты оказываются его объектом

0
1244
В условиях санкций новыми центрами роста стали Поволжье и Урал

В условиях санкций новыми центрами роста стали Поволжье и Урал

Михаил Сергеев

Спецоперация резко изменила карту экономического развития России

0
1730
Гражданский сектор промышленности оказался в стагнации

Гражданский сектор промышленности оказался в стагнации

Анастасия Башкатова

Предприятиям теперь не до инвестиций

0
1629
Аграриев поддержат сельской ипотекой

Аграриев поддержат сельской ипотекой

Ольга Соловьева

Правительство субсидирует 160 тысяч дополнительных льготных жилищных займов

0
1269

Другие новости