0
4562
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.03.2018 00:01:00

Обострение абсурда

К чему ведут законодательные новшества Украины

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Раисович Тузмухамедов – профессор международного права.

Тэги: украина, президент, порошенко, конфликт, донбасс, реинтеграция, миротворцы, россия


украина, президент, порошенко, конфликт, донбасс, реинтеграция, миротворцы, россия Фото пресс-службы президента Украины

Президент Украины Петр Порошенко, назначая 16 марта командующего объединенными силами (это новая должность, учрежденная в соответствии с недавно принятым законом «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», в быту именуемом законом о реинтеграции), заявил, что проблему восточных территорий можно разрешить исключительно политико-дипломатическим путем. Именно так: «політико-дипломатичним шляхом».

Но что-то в президентских высказываниях идет вразрез с формальной логикой. Он говорит об укреплении Вооруженных сил Украины (ВСУ) настолько, чтобы те были «способны освободить оккупированные территории», и тут же – о безальтернативности мирного процесса. Едва ли дипломатия является основным инструментом в распоряжении военных. А ведь президент высказывается публично, поэтому его слова отражают официальную позицию государства.

Впрочем, подобная нелогичность заметна и в упомянутом законе, вступившем в силу 22 февраля. С одной стороны, закон обвиняет Россию в совершении «вооруженной агрессии» против Украины и во «временной оккупации» части ее территории, возводя в обязательство государства дать этим действиям отпор на основании Конституции и права на самооборону, предусмотренного Уставом ООН. С другой – он декларирует преданность «курсу политико-дипломатического урегулирования конфликтов». Закону присущи и иные изъяны – как формальные, так и содержательные.

Закон объявляет Россию агрессором, однако в соответствии с Уставом ООН, на который он неоднократно ссылается, определение существования акта агрессии – это прерогатива Совета Безопасности ООН, а до того, как он ее осуществит, следует говорить о вооруженном нападении. Справедливости ради замечу, что российский Федеральный конституционный закон «О военном положении» также присваивает России право утверждать, что против нее совершена агрессия, что, впрочем, нивелируется почти дословным воспроизведением в законе элементов агрессии, содержащихся в известном и получившем широкое признание определении, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году.

Допустим, Россия совершила в отношении Украины действия, которые последняя воспринимает как агрессию. В этом случае уже не закон, а Конституция предписывает президенту принять решение об использовании ВСУ и других вооруженных формирований для обуздания агрессора. Тут уж не до дипломатии. А поскольку, напомню, закон о реинтеграции обвиняет Россию в вооруженной агрессии и оккупации, он тем самым устанавливает состояние международного вооруженного конфликта в отношениях между Россией и Украиной. И здесь уже дозволительно говорить о неисполнении Петром Порошенко своего конституционного полномочия о внесении в Верховную раду представления об объявлении состояния войны, которое Рада должна утвердить, а решение об использовании ВСУ – одобрить. Причем закон «Об обороне» предписывает президенту обратиться в Раду незамедлительно.

Иными словами, официальный Киев полагает себя фактически в состоянии войны с Россией, только не подтверждает этого формально.

Объявление состояния войны в чем-то приближается к устаревшему институту объявления войны, следы которого сложно отыскать в современной практике государств, хотя в законодательстве оно все еще попадается, например, в Конституции США. Объявлять войну считается неприличествующим современному международному праву, прежде всего предписаниям Устава ООН.

Возможно, Украина не решается объявлять состояние войны с Россией, поскольку тогда уже Россия может воспринять этот акт как объявление войны и в соответствии с собственным законом «О военном положении» будет считать такое объявление непосредственной угрозой агрессии со всеми вытекающими последствиями. Вполне вероятно, что в Киеве осознают абсурдность пребывания в состоянии вооруженного конфликта с государством, с которым не только сохраняются дипломатические и консульские отношения, рудиментарная торговля, но и к которому предъявляются претензии в сфере снабжения энергоресурсами. Нельзя исключать и того, что, переквалифицировав для своих целей вооруженный конфликт на Востоке из немеждународного, каковым он рассматривался в соответствии с президентским указом об антитеррористической операции (АТО) от 13 апреля 2014 года, в международный – каковым его полагает закон о реинтеграции, украинские власти рассчитывают на внутриправовой аргумент в подкрепление своей декларативной позиции в отношении ввода международного контингента. Напомню, что если в начале 2015 года Порошенко говорил, что оснований для присутствия такого контингента нет, так как, с одной стороны, операция будет развертываться долго и окажется бесполезной, а с другой – «Украина сама может контролировать свои границы», то в середине прошлого года он уже настаивал на введении многосторонней миссии ООН в Донбасс.

Однако в практике ООН при вводе миссии в ситуацию внутреннего вооруженного конфликта нужно добиваться согласия основных его сторон, что подразумевает правительственные силы и как минимум главные группировки, им противостоящие. Если же говорить о международном вмешательстве в вооруженный конфликт между двумя государствами, то, по вероятной логике Киева, мнением антиправительственных сил можно пренебречь.

И теперь возникает неясность: что же, с принятием и началом применения закона о реинтеграции и преобразованием АТО в операцию объединенных сил, назначенных самостоятельно дать отпор «агрессору», пусть и «политико-дипломатическими» методами, надобность в международном контингенте отпадает?

Два года назад (см. «НГ» от 10.02.15) я предложил, опираясь на некоторый собственный опыт, варианты разрешения кризиса с привлечением международного контингента, хотя и допускал кажущуюся абсурдность некоторых предложений. Теперь вынужден признать, что воображения не хватало для прогноза развития абсурдности самой ситуации – во всяком случае в ее политико-правовом измерении. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
490
Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Наталья Приходко

День достоинства и свободы в Киеве отметили указом о лишении госнаград из-за инакомыслия

0
385
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
749
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1581

Другие новости