Фото Alejandro Cegarra/Bloomberg via Getty Images
На сотни тысяч мобильных телефонов по всей Мексике поступают аудиосообщения, отправленные через WhatsApp, в которых мужской голос говорит: «Русские наступают, чтобы забрать у нас нашу нефть. Россия контролирует нефть Венесуэлы. Лопес Обрадор обещает отменить энергетическую реформу. Зачем? Чтобы вернуть нефть мексиканцам».
По мнению экспертов, эта запись способствует распространению мнения о том, что Россия хочет повлиять на президентские выборы, которые назначены на 1 июля. А посеянный хаос прежде всего на руку кандидату от левых сил Андресу Мануэлю Лопесу Обрадору, лидеру Национального движения за регенерацию (МОРЕНА), опережающему во всех опросах прочих претендентов на победу в президентской гонке.
Несмотря на то что до сих пор не представлено никаких доказательств предполагаемого российского вмешательства, этот вопрос активно обсуждается и в СМИ, и в соцсетях. Страсти особенно накалились после того, как его подняли высокопоставленные лица в США. Уволенный госсекретарь Рекс Тиллерсон во время недавнего визита в Мехико заявил: «Мы знаем, что Россия оставляет свои отпечатки пальцев на выборах по всему миру. Я рекомендую вам обратить особое внимание на то, что сейчас происходит».
Первые сообщения о «влиянии России на мексиканскую политику» стали появляться в соцсетях вскоре после того, как в США было объявлено о начале расследования «российского вмешательства» в президентские выборы 2016 года. Тема неожиданно вспыхнула с новой силой в октябре 2017-го, когда журналист Хавьер Техадо опубликовал во влиятельной газете Universal статью с подробностями о текущей деятельности Национального института выборов (INE). Его расследование касалось нетипичного доступа с компьютеров с российскими IP-адресами к порталу votoextranjero.mx, содержащему информацию для мексиканцев, живущих за пределами страны, о том, как они могут проголосовать. Тем не менее представители INE, ответственного за организацию выборов в Мексике, отвергли все обвинения.
Через несколько месяцев выдвинутая версия вернулась в мексиканские СМИ. Самая читаемая мексиканцами газета Reforma опубликовала комментарий помощника президента США по национальной безопасности, Герберта Макмастера. На конференции в Джеймстаунском фонде, проходившей 15 декабря, он сообщил, что американское правительство обеспокоено «подрывными действиями, дезинформацией и пропагандой со стороны российских хакеров, первые признаки которых уже были замечены в президентской кампании в Мексике». Чуть позднее американские сенаторы Марко Рубио, Роберт Менендес и Тим Кейн также выразили обеспокоенность по поводу того, что Россия якобы использует новейшие технологии для вмешательства в предстоящие выборы в Мексике.
С точки зрения ряда экспертов, приписывание провокационным сообщениям в WhatsApp и соцсетях статуса «влияющих на избирательный процесс» беспочвенно. «Это абсолютная фантазия, нет абсолютно никаких доказательств или эмпирических данных, свидетельствующих о том, что в мексиканских выборах действительно было запланировано или уже прослеживается вмешательство России», – утверждает в интервью Би-би-си Джон М. Акерман, сотрудник Института правовых исследований Национального автономного университета Мексики (UNAM).
Некоторые журналисты заклеймили Акермана в связи с тем, что он сотрудничает с телеканалом RT – неким связующим звеном между Москвой и командой Лопеса Обрадора. Супруга ученого, мексиканский политолог Ирма Сандовал уже стала членом команды Обрадора, из которой в случае победы последнего на выборах и будет сформировано новое правительство. Все это вкупе, по мнению противников кандидата в президенты, также свидетельствует о вмешательстве России в избирательную кампанию. Сам Акерман называет обвинения в его адрес «частью грязной войны» на избирательном перепутье.
Какое-либо иностранное вмешательство в выборы отвергается также рядом мексиканских официальных лиц. Пресс-секретарь президента Эдуардо Санчес заявил, что ни Россия, ни какая-либо другая страна «не вмешиваются в процесс выборов в Мексике».
Наряду с президентской кампанией Дональда Трампа подозрения относительно «вмешательства» Кремля возникали и в отношении таких процессов, как выход Великобритании из ЕС, референдум о независимости Каталонии, выдвижение лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен кандидатом на пост президента Франции. В этих случаях речь шла о государственных деятелях либо процессах с «правым уклоном». Что полностью противоречит происходящему в Мексике, где речь идет о предполагаемой поддержке откровенно «левого» кандидата. По мнению экспертов, подобное несоответствие делает «вмешательство России в мексиканские выборы» еще менее правдоподобным.
Впрочем, это вовсе не останавливает поток обвинений в адрес Москвы. «Все происходящее очень эксцентрично, но, честно говоря, я не думаю, что на мексиканский электорат это может как-либо повлиять», – комментирует ситуацию Франсиско Абундис, директор мексиканского консалтингового агентства изучения общественного мнения Parametrнa.
Оглядываясь на историю мексиканских выборов, смею утверждать, что именно стратегия «грязной войны» всегда влияла на исход противостояния кандидатов. Но в отличие от происходящего сегодня в тех стратегиях всегда присутствовали доказательства причастности к ним заинтересованных лиц. А обвинения в адрес России основываются лишь на слухах.
Важно и то, что помимо Мексики в этом году еще несколько латиноамериканских стран будут выбирать президента: Парагвай (апрель), Венесуэла (апрель), Колумбия (май), Бразилия (октябрь). И результаты этих выборов способны существенно изменить политическую карту региона. В этой связи Кремлю надо быть готовым к новым обвинениям со стороны Вашингтона во «вмешательстве» в выборы в латиноамериканских странах.
комментарии(0)