0
4328
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

12.03.2018 00:01:00

Трамп и Ким готовы поговорить, но на разные темы

Вашингтон и Пхеньян наконец просигнализировали друг другу, что открыты для диалога

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин – руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: сша, кндр, трамп, ким чен ын, ракетные испытания


сша, кндр, трамп, ким чен ын, ракетные испытания Фото Jean Chung/Bloomberg via Getty Images

Еще будучи кандидатом в президенты, Дональд Трамп как-то сказал, что он не прочь поговорить с Ким Чен Ыном за гамбургером. Воспринятая как шутка, эта фраза совсем скоро – до конца мая – может обернуться одним из самых значимых событий международной политики. О желании северокорейского лидера «как можно скорее» встретиться с американским президентом сообщили лично ему члены южнокорейской делегации, посетившие на днях Пхеньян и принятые Кимом. Трамп устное приглашение принял. Место и время встречи прорабатываются.

На встрече с южнокорейской делегацией Ким, по словам гостей, подтвердил готовность к переговорам с США и пообещал на это время воздержаться от новых ракетных пусков и ядерных испытаний. Он также сообщил, что КНДР не будет нуждаться в ядерном оружии, когда исчезнет военная угроза и его стране будут даны гарантии безопасности.

Вряд ли стоит сомневаться, что решение о том, ликвидирована такая угроза или нет, и насколько надежны будут гарантии, о которых еще предстоит договориться, в Пхеньяне оставляют за собой. Таким образом, согласие северокорейцев на денуклеаризацию (если оно действительно было дано) отнюдь не безусловно и не необратимо, на чем настаивают в Вашингтоне. Показательно, что в Пхеньяне о предстоящем саммите с США предпочли пока не сообщать.

Так или иначе Вашингтон и Пхеньян наконец просигнализировали друг другу, что открыты для переговоров. Но если северокорейцы заявляют, что они готовы разговаривать без всяких предварительных условий, то американцы продолжают настаивать, чтобы КНДР предоставила «убедительные доказательства» того, что она откажется от своего ядерного арсенала. Не исключено, что те в Вашингтоне, кто считает, что Трамп слишком легко согласился на встречу с Кимом, постараются сделать это условием ее проведения. При этом американцы по-прежнему отказываются, по крайней мере публично, конкретизировать свои встречные шаги по учету озабоченностей КНДР в области ее безопасности.

В Пхеньяне с таким подходом не согласны. В заявлении представителя МИД КНДР говорилось, что «диалог, к которому мы стремимся, – это диалог, при котором стороны обсуждают и решают вопросы, представляющие взаимный интерес, находясь в равном положении». На следующий день после встречи Кима с южнокорейской делегацией главная партийная газета КНДР «Нодон синмун» сообщила, что создание ядерного оружия было «правильным выбором», который позволил «надежно гарантировать мир на Корейском полуострове, в Северо-Восточной Азии и во всем мире».

Твиты Трампа, в которых он делится радостью, что КНДР теперь воздержится от ракетных пусков, подтверждают: американцев беспокоит не столько северокорейское ядерное оружие, сколько возможность угрожать им американским городам. Судя по высказываниям Трампа, именно стремление не допустить этого может стать причиной упреждающего удара по КНДР.

В таких условиях первостепенную важность приобретает безотлагательная выработка повестки дня, которая смогла бы устранить угрозу войны. Одним из вариантов могло бы стать решение в первую очередь ракетной проблемы как наиболее дестабилизирующей ситуацию.

Так, в ответ на отказ Пхеньяна от дальнейших испытаний межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и боеголовок к ним Совет Безопасности ООН мог бы подтвердить право КНДР на запуски космических летательных аппаратов мирного назначения в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе). К нему КНДР, кстати, присоединилась.

Отказ КНДР от дальнейших испытаний МБР сразу бы снял остроту конфликта с США, ликвидировав угрозу удара по американским городам, которую Трамп пообещал не допустить любой ценой. В свою очередь, Пхеньян получил бы признание своего права на запуск спутников, от которого он в любом случае никогда не откажется, а заодно и отмену запрета на любые запуски с использованием баллистических технологий. С учетом присоединения КНДР к упомянутому договору указанный запрет является весьма спорным с точки зрения международного права и был введен СБ ООН по настоянию США только против КНДР.

Разделение ракетной и ядерной тематики могло бы решить еще одну проблему. А именно – проблему верификации, столь чувствительную для КНДР. Любой ракетный пуск и его характер легко определить с помощью национальных средств контроля. Для этого инспекции на месте, по крайней мере на первом этапе, не нужны. Специалистам ясно, преследует ли конкретный старт вывод на околоземную орбиту какого-либо груза (спутника) или ракета должна поразить условную цель на удалении нескольких тысяч километров.

Наверняка возразят, что такое решение не учитывает интересы Японии и Южной Кореи. Но оно позволяет добиться главного – резко ослабить или даже снять угрозу большой войны.

Что же касается ракет КНДР средней и меньшей дальности, то, с учетом постоянного соперничества Пхеньяна и Сеула и их неготовности в чем-либо уступать друг другу, ракетные программы Северной и Южной Кореи, видимо, должны иметь одинаковые ограничения, для чего целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении двух стран к международному режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ).

Претензии Токио к ограниченной таким образом ракетной программе КНДР не будут иметь сколько-нибудь серьезных оснований. Недавний запуск Японией очередного спутника-шпиона, который круглосуточно висит над Пхеньяном на геостационарной орбите, создает никак не меньше угроз безопасности КНДР, чем длившийся несколько секунд пролет северокорейской ракеты в космическом пространстве над Японией.

Указанные договоренности могли бы быть закреплены в новой резолюции СБ ООН, отменяющей санкции, которые стали бы излишними в свете таких договоренностей, и устанавливающей четкий график снятия оставшихся ограничений с учетом выполнения КНДР своих обязательств по ракетной сделке.

В настоящее время всеобъемлющий план комплексного решения ядерной проблемы Корейского полуострова практически не просматривается. Но чрезвычайно важно начать двигаться в этом направлении. Договоренности по ракетам могли бы стать первым шагом на этом пути.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трампу запретили присоединять Гренландию

Трампу запретили присоединять Гренландию

Геннадий Петров

Из избранного президента США получается очень странный «мировой полицейский»

0
1469
Шок и трепет Японии

Шок и трепет Японии

Валерий Кистанов

Второе пришествие Трампа вызывает опасения в Токио

0
942
2. Результаты парламентских выборов вызвали политический кризис в Грузии

2. Результаты парламентских выборов вызвали политический кризис в Грузии

Тбилиси колеблется между Россией и Западом

0
1434
3. Россия и КНДР договорились об активной обороне

3. Россия и КНДР договорились об активной обороне

Москва обзавелась союзником в дальнем зарубежье

0
1285

Другие новости