Фото из группы "СПАСЁМ ТИМИРЯЗЕВКУ!" в социальной сети
28 февраля в Коптевском суде Москвы состоится слушание по делу декана факультета агрономии и биотехнологии Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, профессора Александра Соловьева. Одно слушание уже было – в День российской науки, 8 февраля. Профессор, за которого студенты Тимирязевской академии стояли в пикетах, пришел оспорить свое увольнение. В самой академии в это время… выступала команда КВН.
Судебный процесс тоже напоминал КВН. Во-первых, был полный зал. Во-вторых, причины увольнения были анекдотичны.
Первый выговор Соловьев получил за то, что участвовал в заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам. То есть отсутствовал на рабочем месте. Второй выговор – за неудовлетворительную работу факультета.
Но если судить по конкретным показателям, то получаются нестыковки. Например, успеваемость. Факультет агрономии и биотехнологии всегда один из лучших: из 900 студентов 520 получают повышенную стипендию, то есть сдают все на 4 и 5. В суде, правда, спросили доктора биологических наук Соловьева, почему студенты четвертого курса имеют задолженности по физкультуре. Без физкультуры на агробиофаке, конечно, никак нельзя, но оканчивается этот предмет на третьем курсе.
Сам Александр Соловьев связывает свое увольнение с активным участием в защите земель академии от коммерческой застройки.
Если отвлечься от вопроса с землей, которую не удалось изъять с первого раза, то в Тимирязевке обнаружится немало странного. Ректором была назначена Галина Золина – учитель русского языка с заочным образованием. Весь прошлый год Золина временно исполняла обязанности ректора и наводила порядок.
За год было уволено более 100 сотрудников, среди которых – ученые с мировым именем, например, Геннадий Карлов. Методы, как утверждают бывшие сотрудники, применялись разные: от выговоров и оскорблений до простых «голых» выплат. «Голый» оклад доцента академии составляет 18 600 руб. Правда, были назначены стимулирующие выплаты в размере 100 руб., но сотрудники почему-то восприняли это как издевательство.
В то же время покупаются бутафорские коровы и павлины для «украшения» территории, а Минсельхоз выделяет академии огромные суммы: 250 млн на покупку мультимедийного оборудования и новой аппаратуры в концертный зал.
Если верить официальным сообщениям пресс-службы академии, то вуз переживает расцвет. Однако в рейтинге аграрных вузов Тимирязевка за год руководства Галины Золиной спустилась с 7-го на 22-е место.
Есть, конечно, и достижения – например, первое место по черлидингу. Если кто не в курсе, то это спортивные танцы с помпонами. Видимо, не зря Соловьева спрашивали про физкультуру: без помпонов в поля ну никак.
Сотрудники, несогласные с политикой ректора, выходят пикетировать на мороз. Пишут письма в разные инстанции, ждут поддержки. Но вместо поддержки получают один и тот же ответ: ваше письмо направлено в Минсельхоз. После такого ответа уволили кого-то из подписантов.
У студентов, которые пикетировали в защиту Соловьева, тоже были проблемы с полицией. Хотя в академии всегда считалось, что меры полицейского характера чужды педагогической этике.
После такого прессинга на официальном сайте РГАУ МСХА появилось письмо, осуждающее Соловьева: «Деканы РГАУ МСХА имени К.А. Тимирязева осуждают провокационную деятельность А.А. Соловьева, выражают озабоченность в связи с шантажированием студентов и привлечением их к противоправным действиям».
Мы не знаем причин, по которым 13 деканов подписали это письмо. Сам Соловьев говорит, что многие потом извинялись. Студенты и аспиранты оказались смелее, чем коллеги. Они неоднократно заявляли, что выходили с протестом по собственной инициативе, чтобы поддержать своего декана.
Здесь уместно вспомнить другой документ эпистолярного жанра. «Можем ли мы в наших обращениях к юношеству, образование и воспитание которых вверено нам, рекомендовать им относиться всегда безучастно к общественным явлениям и сдерживать все те протесты, которые поднимаются в их молодых умах? Такая проповедь была бы безнравственна и уронила бы нас в глазах молодежи…» – такое письмо подписали в 1904 году 22 преподавателя академии. В честь некоторых из них названы институты и улицы.
Увольнение несогласных преподавателей в конце концов приведет к согласию. Сокращение рабочих – к запустению огромных территорий. На 260 гектаров оставлено в штате два лесника. Заведующего опытными полями уже уволили, средства на эти поля весь прошлый год не выделялись.
Зато выделялись огромные средства на праздники: были приглашены Михаил Галустян, хор Турецкого. Дискотеки, караваи, салют… А вот лабораторию при факультете агрономии и биотехнологии закрыли, оказалась не нужна.
Не нужны оказались и выпускники академии, которые работали на административных должностях. За год Галина Золина поменяла их на людей, далеких от специфики вуза. Советник ректора – журналист, начальник управления кадров – парфюмер, начальник управления имуществом – культуролог. Сама Золина объясняет свою кадровую политику «приведением в соответствие со стандартами».
До эпилога в этой истории еще далеко. Суд – это бывает долго. Но пока решаются дела бумажные, приближается весна. Поля, за которыми некому смотреть, будут выглядеть бесхозными. И можно бесконечно спорить об имущественных правах, но в сознании людей за всю историю мало что поменялось: если земля не возделана – она ничья.
Мичуринский сад, 100-летнее опытное поле, все, что так бережно сохранялось, сейчас под угрозой. Уже идет речь о том, что отдельные участки будут вымежевывать, то есть выводить из объекта культурного наследия. А в этом случае академию очень трудно будет защитить.
комментарии(0)