Проблема установления уголовной ответственности юридических лиц принадлежит к числу дискуссионных в мировой законодательной практике. Уголовные кодексы многих стран строго следуют принципу вины, запрету двойной ответственности за одно и то же преступление, понятию «преступление» и целям наказания, не признавая юридических лиц субъектами преступлений. Так и в России вопрос введения в Уголовный кодекс ответственности и наказаний для юридических лиц до сих пор обсуждается. С другой стороны, ст. 13.3 федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также отраслевой принадлежности, принимать меры по предупреждению коррупции.
Можно привести примеры законодательных мер по решению данной проблемы в пользу внедрения комплаенс-контроля за криминальными проявлениями как одной из эффективных мер профилактики корпоративных преступлений. В частности, Вьетнам. Национальное собрание Вьетнама 20 июня этого года внесло поправки в Уголовный кодекс и ввело корпоративную уголовную ответственность за определенные нарушения и коммерческий взятки. Вступают в силу такие изменения 1 января 2018 года.
Коммерческие юридические лица с основной целью получения прибыли могут быть подвергнуты уголовной ответственности за 32 вида преступления. К числу основных преступлений относятся: уклонение от уплаты налогов; мошенничество в страховом бизнесе; уклонение от обязательной страховой выплаты для сотрудников; нарушения конкурентного регулирования; нарушение интеллектуальных прав; отмывание денег; финансирование терроризма; преступления, связанные с коррупцией. Наказания, применимые к коммерческим юридическим лицам, включают денежные штрафы, принудительное прекращение или приостановление деловых операций и запрет на осуществление определенной предпринимательской деятельности и/или привлечение капитала от одного года до трех лет.
В ноябре этого года Аргентина приняла новый закон о корпоративной уголовной ответственности за коррупционные правонарушения, и теперь компании должны принять соответствующие меры для предотвращения и выявления возможных коррупционных преступлений, совершенных на их рабочем месте. Юридические лица в Аргентине могут быть наказаны за следующие коррупционные правонарушения: национальное и транснациональное взяточничество и влияние на торговлю; ненадлежащие и незаконные операции государственных должностных лиц; незаконное вымогательство, совершенное государственным должностным лицом; незаконное обогащение государственных служащих и сотрудников организации; предоставление ложных балансов и отчетов.
Согласно закону, юридические лица будут нести ответственность за совершенные преступления, совершенные с их вмешательством или от их имени, интересов или выгоды. Юридическое лицо не будет преследоваться по суду, если данное лицо действовало в исключительных интересах без прибыли для компании. Закон предусматривает специальный срок давности в течение 6 лет для возбуждения уголовного дела независимо от срока давности, который каждый из вышеупомянутых преступлений устанавливает для исполнителей и сообщников.
Штрафы, предусмотренные законом Аргентины для юридических лиц, включают штрафы в пятикратном размере получаемой ненадлежащей выгоды; приостановление коммерческой деятельности; специальная дисквалификация участия в открытых тендерах или торгах; потеря или приостановление правительственных субсидий. Штрафы будут налагаться с учетом имеющейся комплаенс-программы компании, ее отсутствием; размер и экономического потенциала компании; сообщения о таких преступлениях в результате раннего обнаружения или внутреннего расследования. Если компания соблюдает добровольное сообщение о преступлении, выполняет адекватные комплаенс-программы и возвращает незаконную выгоду, полученную в результате преступления, то она освобождается от ответственности и административных последствий.
Ранее в Законе Великобритании о взяточничестве (UKBA 2010) было определено, что единственным обстоятельством, которое может освободить юридическое лицо от уголовной ответственности, является наличие «адекватных мер» для предотвращения взяточничества аффилированными с ним лицами. Под адекватными мерами понимается наличие внутренних процедур для предотвращения взяточничества (adequate procedures, или адекватных мер), таких как программы обучения персонала, наличие конфиденциального телефона доверия и других мер комплаенса. В Великобритании уже имеется законодательство, направленное на предотвращение таких экономических преступлений, как мошенничество (The Fraud Act 2006), манипуляция информацией, содержащейся в бухгалтерских документах/записях (ст. 17 False Accounting Act 1968) и отмывание средств, приобретенных преступным путем (Proceeds of Crime Act 2002). С 24 апреля 2017 года вступил в силу Criminal Finances Act 2017, устанавливающий уголовную ответственность за не предотвращение оказания содействия уклонению от уплаты налогов («facilitation of taxe vasion»). Данные законы применимы как к физическим, так и юридическим лицам.
Таким образом, подобные меры уголовной ответственности и освобождения от нее должны стимулировать компании стремиться разрабатывать и применять необходимые программы по предотвращению, обнаружению, предупреждению правоохранительных органов о совершении коррупционных и иных преступлений.