Фото Gettyimages
До выборов в Бундестаг остается чуть больше недели. В этих условиях некоторые партии пересматривают тактику, другие закрепляются на достигнутых позициях, а такие как ХДС/ХСС уже намечают свои первые шаги после выборов.
Последние опросы общественного мнения показывают дальнейшее падение рейтинга социал-демократов (СДПГ) после неудачной дуэли их лидера Мартина Шульца с действующим канцлером Ангелой Меркель. Некоторые обозреватели даже говорят, что рейтинг СДПГ приближается к показателям правопопулистской партии «Альтернативы для Германии» (АдГ), которая пока закрепилась на третьем месте в симпатиях избирателей. У СДПГ, по последним данным Института общественного мнения Infratest, 20% готовых проголосовать за нее избирателей, а у АдГ – 12%. На последнем месте с 7% держатся зеленые.
Ситуация для социал-демократов настолько неудачная, что Шульц даже написал письмо Меркель с просьбой провести еще одни теледебаты. Однако повторных дебатов парламентская практика в Германии не предусматривает и поэтому Меркель ответила отказом. Понятно, что Меркель чувствует себя победительницей, поскольку рейтинг ХДС/ХСС колеблется вокруг отметки 36–38% голосов. Это обеспечивает победу, но для создания коалиции Меркель понадобится партнер.
Пока единственным реальным вариантом остается коалиция ХДС/ХСС с СДПГ. Чисто теоретический вариант так называемой трехцветной коалиции ХДС/ХСС, зеленых и СвДП (Свободная демократическая партия) на сегодня представляется маловероятным из-за глубоких программных расхождений между зелеными и либералами прежде всего в вопросах проведения экологической политики внутри страны. Речь идет о продвижении электромобилей и зеленых технологий в ущерб традиционному автомобилестроению и традиционным энергоносителям.
В данном вопросе либералы занимают позиции, близкие к ХДС/ХСС, требуя избегать быстрых и радикальных решений, к которым склонны лидеры зеленых. Они понимают, что речь идет о тотальной перестройке немецкого автомобилестроения и закрытия не только АЭС, насчет чего уже имеется правительственное решение, но и электростанций, работающих на угле, против чего резко возражают немецкие профсоюзы. Именно немедленное закрытие еще действующих 20 угольных электростанций стоит номером первым в программе зеленых.
На первый взгляд на партийные программы, именно у ХДС и СвДП наиболее близкие позиции по многим вопросам. Прежде всего заслуживает внимания, что вопрос дигитализации экономики стоит на первом месте у либералов и на третьем – у христианских демократов (на первом месте у Меркель – достижение полной занятости в стране к 2025 году). Однако Меркель уже заявила, что именно дигитализацией она займется в первые 100 дней своего нового правления. Это заявление можно рассматривать и как определенный аванс в отношении СвДП.
Конечно, российского читателя интересует, что немецкие лидеры говорят по поводу будущей политики в отношении России. Сетевое интернет-издание Huffingtonpost проанализировало программы партий и обнаружило, что только у двух партий имеются какие-то внешнеполитические требования. СвДП выступает за прекращение переговоров с Турцией о вступлении этой страны в ЕС, а Левая партия выступает против экспорта вооружений. Конкретно о России в программах партий нет ни слова. Но недавно на неофициальной встрече в немецком посольстве в Москве немецкие дипломаты пытались заверить меня, как и других журналистов ведущих российских изданий, что, несомненно, отношения с соседом на востоке всегда остаются в центре внимания немецких политиков.
Однако проблема создания красно-черной коалиции пока упирается в личность нынешнего лидера СДПГ Шульца. Пока, отмечает немецкий журнал Spiegel, Шульц не занимает какую-либо конкретную позицию относительно коалиции с христианскими демократами. Это объясняется прежде всего личными амбициями нынешнего лидера СДПГ, претендующего на кресло канцлера, и отсутствием у него перспектив в партии в случае поражения. Ведь Шульц – человек относительно новый в партии и пришедший со стороны (он долгое время делал свою карьеру в Брюсселе) и потому не располагает постоянной опорой на какие-либо партийные круги. Поэтому сейчас Шульц предпочитает говорить, что вопрос коалиции должен решаться самими членами партии.
Для Шульца данный вопрос непосредственно связан с его будущим. Ведь его поражение, которое на сегодня кажется уже очевидным, резко ослабит его позиции в партии и ему придется предпринимать конкретные шаги для сохранения своего влияния в СДПГ. Речь идет о том, чтобы в случае создания большой коалиции ему было бы уготовано какое-либо место в будущем правительстве, которое позволит сохранить свое политическое влияние.
В рядах социал-демократов сейчас формируется оппозиция возможному союзу с христианскими демократами. Заместитель главы социал-демократической фракции СДПГ в парламенте Аксель Шефер заявил Spiegel, что он «категорически против повторения большой коалиции и СДПГ в этом плане никто не обязывает приносить себя в жертву». В этих словах кроется разочарование социал-демократов партнерством с ХДС, в котором им приходилось во многом идти на уступки Меркель.
Пока трудно сказать, что будет, если коалиционные переговоры закончатся провалом. Такого в истории Германии еще не было. Скорее всего лидеры вошедших в Бундестаг партий будут стараться найти компромисс, чтобы избежать повторения выборов.