Фото Gettyimages
Представитель Минфина объявил о планах запретить обычным людям покупать криптовалюту, которая является высокорисковым активом, с которым должны работать только опытные инвесторы. Планы российских властей зарегулировать все возможные операции, дабы «обезопасить» граждан, не вызывают удивления, однако могут значительно замедлить развитие крипторынка, отпугнуть потенциальных инвесторов и в конце концов лишить РФ одного из потенциальных источников экономического роста.
Резонансное заявление, взбудоражившее криптоиндустрию, прозвучало из уст замминистра финансов Алексея Моисеева. При этом еще весной этого года тот же Моисеев объявил, что операции с биткоинами могут быть легализованы в России уже в 2018 году – чем сорвал овации криптоэнтузиастов.
Противоречивые, порой взаимоисключающие заявления российских чиновников свидетельствуют о том, что в правительственных верхах нет единого понимания, как расценивать криптовалюты и что с ними делать – наделить статусом валюты или цифрового товара, инвестиционного инструмента или денежного суррогата. Минфин свою позицию прояснил: ведомство хочет допустить к криптовалютам только «опытных инвесторов». В этом случае и рядовые граждане, и рядовые инвесторы вынуждены будут либо забыть о криптовалютах, либо обращаться к услугам посредников – брокеров, и в этом случае операции будут облагаться подоходным налогом, а посредники получат проценты по операциям.
Однако планы ведомства выглядят по меньшей мере нереалистичными. Предложение Минфина станет очередным препятствием для развития подобного финансового института. Сегодня приобрести биткоин или другие криптовалюты не составляет труда: к услугам интернет-пользователей – не только сетевые биржи, но также обменные сервисы и частные объявления по продаже криптовалют от российских и зарубежных продавцов. Запретить доступ к подобным интернет-платформам попросту невозможно: каждый всегда сможет воспользоваться услугами анонимайзеров и VPN-сервисов, а вот российским регуляторам прибавится работы по ограничению доступа к сетевым площадкам.
Мотивы Минфина понятны и прозаичны: Моисеев посетовал, что в последнее время криптовалюты все чаще используются для отмывания денег.
Но не нужно быть экспертом, чтобы понимать: при желании всегда найдутся инструменты, позволяющие обойти любые заслоны. По данным Центробанка, в 2015 году чистый отток капитала из России составил 57,5 млрд долл., в 2016 году – 15,4 млрд долл., но сколько средств ушли теневым способом, остается только гадать.
Россия продолжает плестись в хвосте криптовалютной гонки, если говорить о законодательном регулировании. Япония признала биткоины законным платежным средством в 2016 году, Сингапур еще в 2014 году приравнял операции с биткоинами к операциям, облагаемым налогом на товары, криптовалюты в Германии с 2014 года расцениваются как частные деньги.
Нельзя не согласиться с мнением основателя «ВКонтакте» и Telegram Павла Дурова, который заметил: «Вместо того чтобы ухватиться за шанс сделать мир более сбалансированным и вместе с Японией и другими азиатскими странами признать статус новых цифровых валют, идущих на смену доллару, из российского правительства слышны голоса «давайте запретим и ограничим». Создается впечатление, что это биткоин накладывает на Россию санкции». По словам Дурова, впервые за 70 лет у мировой финансовой системы появился шанс выйти из-под гегемонии США и «долларового мира», и такой возможностью нельзя поступаться.
Несомненно, ужесточение регулирования усложнит – если не похоронит полностью – процедуру ICO (Initial Coin Offering – выпуск каким-либо проектом собственной криптовалюты. – «НГ»), набирающую все большую популярность как в России, так и по всему миру. Неопределенность вокруг статуса криптовалют в РФ уже подталкивает отечественных инвесторов к уходу за границу, в зарубежные юрисдикции, где подобные вопросы урегулированы четче, а вокруг будущего биткоинов и эфиров сомнений нет.
Как бы парадоксально это ни прозвучало, но российским властям стоило бы присмотреться к китайскому опыту регулирования криптовалют. Согласно разъяснениям Народного банка Китая, биткоин здесь не является валютой в реальном смысле этого слова. Тем не менее физические лица могут свободно участвовать в интернет-транзакциях на свой страх и риск. Попутно власти КНР ужесточают требования по операциям с биткоинами применительно к юридическим лицам, биржам и иным торговым площадкам. Неудивительно, что на долю трех крупнейших китайских биткоин-бирж приходилось более 90% от общего мирового объема торговых сделок с биткоином.
Российским властям стоило бы пойти путем Поднебесной: не строить стены, а создавать условия для привлечения активов, для развития этого направления в массовом русле, в частности, придав криптовалютам юридический статус, описав базовые принципы и подходы и всячески поощряя новые инструменты на их основе. Учитывая дешевизну электроэнергии в России, развитость технической инфраструктуры, наличие опытных специалистов и потенциальных инвесторов, у нашей страны еще есть шансы возглавить эту криптоэстафету.