Фото агентства городских новостей "Москва"
Левада-Центр опубликовал результаты недавнего опроса населения об отношении к школе. Один из вопросов звучал так: «Какие проблемы сегодняшней школы вам кажутся наиболее серьезными и требующими решения в ближайшие 5–10 лет?» Чуть ли не половина опрошенных граждан назвала такой проблемой рост дополнительных денежных затрат на обучение. И это беспокоит население сильнее, чем отсутствие у школьников интереса к учебе, рост наркомании и преступности в школе и т.д.
Привычная школьная лихорадка накануне первого сентября дает почувствовать эту власть денег в еще большей степени. Обычно все СМИ и блогеры к первому сентября включают калькулятор и начинают считать, во что обходится первоклассник родителям. Это тема номер один в сентябре. И редкое издание обходится без нее. Разумеется, тема значительных трат на сбор первоклассника в школу вставала и раньше. Но сегодня все выглядит немного иначе.
Сменился, например, тон публикаций. В прошлые годы шло легкое сетование: да, дескать, дорого собрать ребенка в первый класс, но... первое сентября – «дата сакральная, означает прощание ребенка с детством». В этом году подборка новостей куда более говорящая. Появились публикации о том, что родители тянутся из последних сил, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым. И вместо публикаций, где сэкономить, авторы задаются вопросом: а так ли это все уже надо?
Согласно данным опросов населения, собрать ребенка в школу родителям обходится недешево: в прошлом году, например, в среднем в 6–15 тыс. руб. в регионах и 20–30 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня по ценам расклад все тот же, но население уже выбирает экономичные варианты.
Например, одежда и канцелярские принадлежности охотнее приобретаются в Интернете. Яндекс заявил, что количество покупок одежды через Интернет выросло в 2,5 раза по сравнению с 2016 годом. По данным «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет», средняя стоимость детской одежды и обуви различается в разных городах. Самый большой средний чек оказался в Екатеринбурге – 7684 руб., а самый маленький – в Ростове-на-Дону (1323 руб.). Траты на канцтовары составляют 3804 руб. Тут самые большие и маленькие траты оказались в Перми (6064 руб.) и в Омске (588 руб.) соответственно.
Кроме того, более трети россиян (35%) предпочитают делать покупки в дискаунтерах – магазинах, торгующих по ценам ниже среднерыночных. Этот формат приобрел особую популярность в кризисный период. И сейчас стал популярен среди родителей.
В то же время микрофинансовые организации (МФО) в августе зафиксировали рост спроса на займы для оплаты товаров к учебному году в три раза по сравнению с показателем прошлого года. («Независимая газета» уже писала об этом в номере от 30.08.17). Только 20% российских семей отметили, что оплата товаров к учебному году никак не сказалась на семейном бюджете. Около 50% семей признаются, что покупка канцелярии, школьной формы и обуви отрицательным образом сказывается на семейном бюджете. И уже каждая третья семья берет в долг у близких или обращается в кредитные организации.
По данным мониторинга, организованного и проведенного в Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области, 68% респондентов признались, что сборы в школу стали для семейного бюджета ощутимой нагрузкой. 16% родителей пришлось занимать у друзей или родных, а 4% – оформили кредит.
Тем не менее от покупок люди не отказываются. Вообще дети – это последнее, на чем будет экономить наше население. И опять же здесь есть нюанс, психологический. Когда человек начинает экономить, то он стремится более жестко контролировать результат. Поэтому не случайно к числу важных проблем (вернемся к опросу Левада-Центра), которыми следовало бы заняться в ближайшие годы, население назвало еще и несоразмерность растущих дополнительных затрат и качества обучения. И в этом случае все логично: отсутствие денег всегда подстегивало людей к жесткому контролю за разумностью трат и переосмыслению главной цели.
Так что ждите, что люди теперь все чаще будут задаваться вопросом: а зачем? Например, родители и учителя задумаются: а зачем все эти пеналы с пятью типами линеек, со стиральными резинками в виде мотоциклов и т.д. Зачем эти бесконечные школьные поборы на цветы, горшки, подарки, особую форму на ритмику, отдельную для занятий танцев и т.д., когда нет главного – результата.
Для сравнения можно привести такой пример. До начала 1990-х большинство россиян не знали в полной мере, что такое потребительский кредит. Чтобы что-то приобрести, надо было накопить. Отложить денег на ковер, стенку, стиральную машину, холодильник и т.д. Люди работали от зари до зари на полумифический будущий мир материального и духовного благоденствия. Потом страна стала более открытой, и население узнало, что можно жить иначе: без сверхусилий, без фабричной гигантомании, ориентируясь больше на собственные потребности.
Применительно к школе можно сказать так. Да, несложно «затарить» школу мультимедиапроекторами, интерактивными столами и классными досками, можно даже использовать интерактивную указку и повесить амуров на лампе в директорском кабинете – только результат самой школы при этом может быть нулевым. Через пару лет интерактивный стол, который закупали по какой-то госпрограмме за большие деньги, и которым толком так и не пользовались, морально устареет. Такая же участь постигнет и все остальное. Так, может, в условиях скромного экономического существования лучше тратить на то, что принесет разумные плоды в будущем? Другими словами: а учить детей не пробовали?