0
5870
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

18.08.2017 00:01:00

Арабское единство под вопросом

Вениамин Попов

Об авторе: Вениамин Викторович Попов – директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО.

Тэги: ближний восток, сша, война, кризисы, конфликты, арабские государства, альянсы, террористические организации, иг, сирия, вкс


ближний восток, сша, война, кризисы, конфликты, арабские государства, альянсы, террористические организации, иг, сирия, вкс Фото Gettyimages

Вмешательство Запада в дела ближневосточных государств, которое с очевидностью проявилось в Ираке, Ливии, Сирии, кардинальным образом изменило политический ландшафт региона. Главным следствием такого вмешательства стало увеличение в поистине беспрецедентном масштабе численности террористических организаций. Причем «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), одна из самых человеконенавистнических группировок, создало даже свое квазигосударство (на его территории проживало около 8 млн человек).

Заигрывание западных держав с экстремистскими силами дорого стоило не только вышеупомянутым государствам, но и ряду других – прежде всего Тунису, Египту, Алжиру. Об этом четко сказал Сергей Лавров 11 августа: «Результаты у всех на глазах – это кризисы, конфликты, разрушаются государства. В Ираке и Ливии государственность под большой угрозой. Одновременно был посеян хаос в других странах Ближнего Востока и севера Африки. Интервенции в Ираке и Ливии открыли путь для террористов и в остальную часть Африки, включая всю Центральную Африку, Среднюю и Юго-Восточную Азию… Таким образом открыт путь экстремистам и террористам, в том числе и в Европу».

Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке стала круто меняться после 30 сентября 2015 года, когда Воздушно-космические силы России по просьбе сирийского правительства приступили к активным антитеррористическим действиям в Сирийской Арабской Республике (САР). Это не только предотвратило захват исламистскими террористами Дамаска, но и изменило баланс сил в регионе. Джихадистам был нанесен решающий удар, в результате чего их численность и влияние стали сокращаться (важным моментом стало также освобождение иракского Мосула от боевиков ИГ).

По существу, осень 2015 года стала переломным моментом во всей политической истории региона. Позитивные процессы, связанные с разгромом наиболее воинственных сил исламистов, воплотились также в активизации усилий по политическому урегулированию сирийского кризиса.

Здесь представляется уместным выделить факт заметного усиления двух новых тенденций в регионе. Во-первых, определенное ослабление влияния западных держав, прежде всего США, и, во-вторых, активизация роли региональных игроков, в частности Ирана, Турции, а также Саудовской Аравии и Египта.

Нельзя не отметить в этой связи и важный аспект, связанный с воздействием результатов так называемой арабской весны, а именно: возросшая социальная активность масс на Ближнем Востоке, увеличение роли гражданского общества, что, как представляется, в ближайшее время проявится более ощутимо.

Последние события в регионе сняли с повестки дня идею арабского единства: столь разобщенными стали арабские страны и столь глубокими стали разногласия между ними. В этой связи возникает иная конфигурация на Ближнем Востоке, где создаются группировки и альянсы, которые еще некоторое время назад казались немыслимыми. Причем складываются новые группировки как среди самих арабских государств, так и альянсы арабов с Анкарой и Тегераном.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в настоящее время практически парализован, и, по мнению некоторых аналитиков, он вряд ли возобновит свою деятельность в ближайшем обозримом будущем. Из-за разногласий с политикой Катара оформилась новая группировка в составе Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Бахрейна. Эта «четверка» действует скоординированно, особенно в том, что касается давления на руководство Катара.

Наряду с этим все более четко оформляется ось Турция–Катар. Анкара не только направила свои подразделения в Доху, но и выразила готовность обеспечить эмират всем необходимым. Этот альянс базируется на общности их позиций в поддержку организации «Братья-мусульмане», которая, к слову, вне закона в государствах ССАГПЗ (она запрещена также в России). Взаимодействие Турции и Катара стало весьма видимым в Ливии и набирает силу в сирийском конфликте.

Параллельно с этим сформировалась и ось Тегеран–Багдад–Дамаск. Участники этой коалиции настойчиво пытаются «пристегнуть» к ее деятельности Ливан с учетом растущего влияния там шиитской организации «Хезболла». Между этими группировками наблюдаются определенное соперничество и стремление подтянуть к себе другие арабские страны.

Между тем один из самых заковыристых и болезненных вопросов – судьба курдов. Сегодня этот 30-миллионный народ мечтает о создании собственного государства, однако те страны, на территории которых они сейчас проживают – Турция, Иран, Ирак и Сирия, – относятся к этому, мягко говоря, крайне настороженно.

Принципиально новым и важнейшим фактором в этой ситуации стали скоординированные действия России, Турции и Ирана в сирийском конфликте, в том числе и потому, что созданная ими в Астане международная площадка для обсуждения конфликта приносит конкретные результаты, в частности, по прекращению огня и достижению перемирия в САР.

Многие арабские политологи связывают это, безусловно, с ростом авторитета и активности России на Ближнем Востоке, подчеркивая, что ныне без Москвы вряд ли возможно решение какого-либо конфликта в регионе. В целом в арабском мире растет убеждение, что в обозримом будущем роль Российской Федерации на Ближнем и Среднем Востоке, будь то ливийский, иракский, сирийский или йеменский конфликт, будет усиливаться.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
882
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
833
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
566
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
456

Другие новости