0
4852
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

16.08.2017 00:01:00

Бизнес-коррупцию Советом не искоренить

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности (Владивосток).

Тэги: минтруд, национальный совет, антикоррупционные меры, бизнес, частный сектор, госкорпорации, закон


минтруд, национальный совет, антикоррупционные меры, бизнес, частный сектор, госкорпорации, закон Фото Gettyimages

Обнародованное на минувшей неделе предложение Минтруда о создании к 2019 году Национального совета по предупреждению коррупции взбудоражило экспертное сообщество. Это понятно: предполагается, что новая, формально независимая от министерства структура займется разработкой антикоррупционных стандартов для бизнеса и дальнейшим мониторингом их внедрения на местах. На первых порах под его опеку могут попасть организации, создаваемые на основании федеральных законов или указов президента, учрежденные госкорпорациями и внебюджетными фондами (их «дочками»), а также унитарными предприятиями с выручкой более 10 млрд руб. или штатом в 4 тыс. сотрудников. Саму оценку достаточности принятых антикоррупционных мер будут проводить некие экспертные центры – аккредитованные Национальным советом юридические лица.

blansh1608-1-t.jpg



Странность задумки Минтруда в том, что предлагаемые им меры и так предусмотрены действующим законодательством, а контролеров за их соблюдением и без того хватает. Так, госкомпании планируется обязать выделить в своей структуре подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупции. Те должны будут не реже одного раза в два года проводить оценку коррупционных рисков, чтобы выявить наиболее подверженные им сферы. Помимо этого в трудовые договоры сотрудников хотят внести положения о дисциплинарной ответственности за соответствующие правонарушения. Если же работника попытаются склонить к совершению коррупционного правонарушения, то он обязан уведомить об этом работодателя, который должен обеспечить конфиденциальность приема и рассмотрения поступившего заявления.

blansh1608-2-t.jpg




Согласно прокурорской отчетности, госкорпорации, в отличие от государственных внебюджетных фондов и иных организаций, внешне ведут себя весьма пристойно. Если в первых в 2016 году выявили всего 85 коррупционных правонарушений, в том числе три незаконных нормативно-правовых акта (ННПА), то в фондах таковых набралось почти 290, включая 12 ННПА. Правда, к дисциплинарной ответственности за их совершение привлекли соответственно всего 14 и 64 служащих, а уголовных дел по материалам проверок возбудили только три. Куда более внушительно  выглядят результаты проверок организаций, созданных для выполнения задач федеральных госорганов: свыше 1 тыс. нарушений, в том числе 16 ННПА, и 36 возбужденных уголовных дел.

Не изменилась ситуация и в 2017 году: уже в первом полугодии госкорпорации отличились 72 раза, в то время как внебюджетные фонды – 227 раз. Уголовных дел по итогам возбудили 10, а в дисциплинарном порядке наказали 58 сотрудников. В остальных госорганизациях перечисленные показатели также настораживают: 1,2 тыс. правонарушений, в том числе 29 ННПА, 26 уголовных дел и 257 наказанных лиц.

blansh1608-3-t.jpg

Как мы видим, под прокурорскую раздачу в основном попадают сотрудники низовых госпредприятий, а не госкорпораций. Между тем формальная законопослушность последних вызывает большие сомнения. В частности, 94,4% всех закупок госкомпаний осуществляется на неконкурентной основе. К такому выводу пришел Минфин, проанализировав применения 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») за первое полугодие. В сравнении с тем же периодом 2016 года на треть вырос объем закупок у единственного поставщика (3,8 трлн руб., или 42,5% от общего объема договоров в денежном выражении). Наименее конкурентные закупки проходят на торгах с ценовым диапазоном от 500 млн до 1 млрд руб., где подается чуть больше одной заявки. Самая популярная схема – проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания.

Для подобных коррупциогенных фокусов есть все необходимые предпосылки: госкомпании используют 4780 способов определения поставщика (отдавая предпочтение «непосредственной закупке», «приглашению к сотрудничеству», «закупке на основании устойчивых хозяйственных связей» и др.) и 174 электронные площадки (на деле менее десятка из них) для ухода от конкурентных процедур. А самым главным для них подспорьем является отсутствие в Федеральном законе № 223 норм об эффективном расходовании бюджетных средств (необходимости обосновывать максимальную (начальную) цену контракта). В условиях существования подобной вольницы руководителям госкорпораций просто незачем нарушать антикоррупционные запреты, за которые при неблагоприятном раскладе вполне можно лишиться своего поста.

Обуздать коррупцию предлагаемыми Минтрудом мерами не получится и в частном секторе. Согласно последнему докладу НАФИ «Деловой климат и конкурентоспособность российских предприятий», почти половина из 500 опрошенных руководителей компаний заявила о невозможности вести бизнес без взяток. Чаще всего об этом говорили на Северном Кавказе и в Сибири. Кстати, по итогам прошлогоднего исследования аудиторской компании Ernst&Young Россия стала 16-й по уровню деловой коррупции среди 41 страны региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка). Получается, что отечественный бизнес смирился с существующими коррупционными издержками, перекладывая их в конечном счете на потребителей.

Что же касается появления очередного негосударственного регулятора, то невольно вспоминаешь о СРО (саморегулируемых организациях), которым были переданы контрольно-надзорные функции в строительной сфере. Несмотря на столь революционный шаг, масштабы злоупотреблений застройщиков отнюдь не уменьшились. А получив доступ к серьезным деньгам (например, компенсационным фондам), стали химичить и сами СРО. В 2016 году Росфинмониторинг вскрыл незаконную финансовую схему, в которой помимо нескольких СРО и страховщика было задействовано более 19 тыс. строительных компаний, теневой оборот которых превышал 1 млрд руб. Таким образом, новоявленные антикоррупционные эксперты со временем или под давлением обстоятельств вполне могут повторить судьбу СРО.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1621
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1539
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1303
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1482

Другие новости