Фото Gettyimages
Советские военные кладбища и памятники солдатам Красной армии в восточноевропейских странах все чаще становятся предметом политических спекуляций. Причем спекулируют на них как местные, так и российские политики, манипулируя общественным мнением своих стран, используя мемориальные темы в качестве политических технологий.
Смотря очередные телевизионные новости о планах сноса памятников советским солдатам в Польше или странах Балтии, трудно избавиться от ощущения, что политики и пропагандисты в Варшаве, Таллине и Москве работают одной сплоченной командой. Ребята с увлечением подкидывают друг другу все новые информационные поводы, отбивают медийные подачи, по очереди переходят в пиаровские атаки и контратаки…
Для некоторых восточноевропейских политиков и чиновников оскорбление советских воинских мемориалов – это не столько демонстрация готовности к беззаветной борьбе с тоталитаризмом и коммунистическим наследством, сколько способ безнаказанно показать язык неприятной им путинской Москве. Для некоторых российских политиков и чиновников эти пакости бывших коллег по соцлагерю – идеальный аргумент для антизападной пропаганды, ярко и убедительно подтверждающий тезис о «неблагодарной гейропе», враждебной России и русскому народу, оскверняющей память павших героев борьбы с фашизмом.
Жертвами в сегодняшних мемориальных информационных войнах в итоге оказываются погибшие 70 лет назад в чужих странах солдаты и офицеры Красной армии. Мертвые, как известно, сраму не имут, но срам живым их потомкам терпеть такую ситуацию.
С пропагандистскими войнами на костях пора заканчивать. Какой бы сиюминутный политический эффект они ни давали полевым командирам медийных сражений, в долгосрочной перспективе они принесут российской стороне серьезные проблемы. И дело не только в безнравственности спекуляций на памяти о погибших. Неспособность российской власти не на словах, не в телевизоре и Интернете, а в реальной жизни защитить могилы своих героев от произвола местных политиков говорит о слабости Москвы, о бессилии российской власти. И эту слабость будут наверняка все убедительнее подчеркивать кремлевские оппоненты.
В обозримой перспективе не приходится рассчитывать на налаживание по-настоящему добрососедских отношений Москвы с государствами бывшего Варшавского договора. Уже не важно, по каким причинам это невозможно, просто надо быть реалистами и исходить из того, что советские военные мемориалы, остающиеся незыблемыми ценностями для россиян, для большинства восточноевропейских стран святынями не являются. Более того, под воздействием антикремлевской пропаганды они воспринимаются как объекты враждебной цивилизации и культуры, со всеми вытекающими социальными и политическими последствиями. Мощного символического пространства, созданного Советским Союзом после 1945 года в Восточной Европе, опорными элементами которого являлись советские воинские мемориалы, больше не существует. Восстановить это пространство уже невозможно, а его продолжающаяся деградация становится все более болезненным инструментом влияния на российское общественное мнение.
Представляется, что у Москвы есть только два варианта реагирования на эту крайне неприятную ситуацию. Первый – предоставить право утилизировать пространство российских ценностей восточноевропейским политикам и пропагандистам. Почти наверняка этот процесс будет не только растянут по времени, но и проведен с максимальными психологическими и политическими издержками для российского общественного мнения. Конечно, отечественные пиарщики извлекут из такого варианта утилизации некоторые дивиденды для очередного обличения враждебной Европы, однако издержки наверняка окажутся более серьезными: власть, которая не может защитить свои святыни, неизбежно теряет уважение и доверие граждан.
Второй вариант – Россия должна сама инициировать демонтаж и вывоз на свою территорию советских воинских мемориалов из тех восточноевропейских стран, где власти и общественное мнение демонстрируют к ним откровенно враждебное отношение. От того, что эти памятники и захоронения остаются в тех же Польше и странах Балтии, Россия никаких политических дивидендов для себя получить не может, повлиять позитивно на местное общественное мнение с помощью советских солдатских могил и связанных с ними ценностями антифашистской борьбы Москва не в состоянии. Дожидаться же очередных мемориальных реноваций от местных политиков, которые по мере приближения каких-нибудь выборов станут таскать останки бойцов Красной армии с места на место, просто позорно. Надо договариваться с польскими, литовскими, эстонскими, латвийскими и иными властями, забирать останки наших дедов и прадедов и вывозить их домой для достойного и теперь уже наверняка вечного упокоения.
Сегодня в РФ действует госпрограмма по организации переселения на родину соотечественников – живых. На мой взгляд, необходимо эту программу дополнить и правом погибших соотечественников вернуться на родину. Деньги на такую программу наверняка найдутся (и не только в бюджете, но и в виде народных пожертвований), и российская власть сможет извлечь из нее не только политические выгоды (своих не бросаем), но и приобрести моральный авторитет в обществе, с которым у нашей власти отношения складываются всегда непросто.