Фото Gettyimages
На 3 августа назначено первое заседание избранной 30 июля Конституционной ассамблеи Венесуэлы. К числу первоочередных ее задач относится роспуск Национальной ассамблеи (действующего парламента). Почти две трети мест в ней занимают оппозиционные депутаты. Будет проведена чистка персонала ряда государственных институтов. В первую очередь это коснется прокуратуры. Генеральный прокурор Луиза Ортега Диас в апреле 2017 года заявила о неконституционности решения Верховного суда о передаче ему полномочий Национальной ассамблеи. То есть высший судебный орган хотел выполнять и законодательные функции. Президент Николас Мадуро вынужден был собрать Совет безопасности страны и отменить данное решение. Это воодушевило противников режима. Перед недавними выборами Ортега Диас высказалась о нелегитимности Конституционной ассамблеи.
Правительство ужесточило подход к протестным акциям оппозиции, о чем свидетельствует посещение в ночь на вторник сотрудниками сил безопасности видных лидеров оппозиции Антолио Ледесмы и Леопольдо Лопеса и перемещение их в военную тюрьму. Мадуро заявил, что новая ассамблея поможет правительству справиться с беспорядками и экономическим кризисом. В то же время руководители оппозиции заявили о бессрочном характере протестных акций. Это указывает на возможность роста числа жертв столкновений, которое уже превысило 120 человек.
Что же касается экономики, то представляется, что правительство Мадуро не имеет будущего. В условиях тяжелого кризиса, который уже три года переживает страна, оно не смогло предложить ни одной новой меры, способной остановить процесс ее сползания к хаосу. Среди немногих его усилий, которые дали небольшой позитивный эффект, можно упомянуть повышение внутренних цен на бензин. Однако оно обеспечивает правительству дополнительные средства лишь в размере 800 млн долл. в год.
Правительство предлагает иностранным инвесторам принять участие в разработке месторождений золота, алмазов и редкоземельных металлов. Но маловероятно, что найдутся желающие, учитывая печальный опыт национализации имущества, который уже имеется у ряда зарубежных компаний в золотодобывающей отрасли. Среди них есть и компания с участием российского капитала Rusoro Mining, рудники которой в штате Боливар были национализированы в 2011 году.
Кроме того, реализация проектов в горнорудной промышленности может создать необходимый сейчас импульс для развития страны лишь при проведении эффективной экономической политики. Примером обратного является нефтяная отрасль. В течение десятилетий она служила «дойной коровой» для правительства сначала Уго Чавеса, а затем и Мадуро. Средства от нефтедобычи уходили за рубеж в виде помощи союзным странам; нефтяников принуждали заниматься жилищным строительством и разведением крупного рогатого скота; в состав персонала высокого уровня было включено много военнослужащих, в то время как многие квалифицированные специалисты-нефтяники эмигрировали. В результате нефтяной компании PDVSA стало не хватать средств для инвестиций в месторождения, и производство нефти падает.
Неэффективная, а чаще всего ошибочная политика характерна для экономики страны в целом. Правительство по-прежнему лишает стимулов к производству средних и крупных частных производителей путем установления жесткого контроля над ценами и валютным обменом и может конфисковать их собственность в случае превышения владельцами компаний установленных очень низких цен или под предлогом их якобы монопольного положения на рынке. Это стало одной из основных причин затяжного хозяйственного кризиса. Но правительство не хочет менять экономический курс.
Каковы же наиболее вероятные сценарии дальнейшего развития Венесуэлы?
Один из них состоит в том, что правительство, опираясь на новую ассамблею, осуществит свои планы по роспуску Национальной ассамблеи и изменению Конституции. Свое обещание провести общенародный референдум по отношению населения к новому Основному закону президент скорее всего не выполнит. А под предлогом растущих угроз протестных акций или возможности военного переворота он введет Конституцию в действие, опираясь на новую ассамблею. Существует в этом случае вероятность, что Мадуро сохранит власть по крайней мере до конца 2018 года.
Второй сценарий исходит из возможности военного переворота. Уже сейчас в армии, в особенности среди рядового состава и младших офицеров, имеются недовольные, и с течением времени в условиях ухудшения ситуации в стране их число будет расти. Эти люди, как и основная масса населения, испытывают проблемы по доступу к продовольствию и медикаментам. Они находятся на передовой линии во время регулярных столкновений с демонстрантами и устали от этого. Если армия в своей основной массе присоединится к оппозиции, то возникнут реальные шансы демократизации страны и выхода из затянувшегося кризиса.
Третий сценарий предполагает, что президент США Дональд Трамп осуществит свою угрозу ввести санкции против нефтяной отрасли Венесуэлы. При этом могут быть мягкий и жесткий варианты. Как известно, для соответствия сырой нефти, добываемой в нефтяном поясе Ориноко, международным стандартам качества к ней необходимо подмешивать некоторое количество легкой нефти, которую Венесуэла в растущих объемах закупала в последние годы в США. Запрет на ее продажи создаст трудности и для экспорта венесуэльской нефти, и для работы ее нефтеперерабатывающих заводов.
Но эти трудности не идут ни в какое сравнение с теми мало разрешимыми проблемами, которые появятся у страны, если Трамп наложит эмбарго на экспорт венесуэльской нефти в США. На них приходится около половины всего нефтяного экспорта страны. Это неизбежно приведет к дефолту по ее внешним обязательствам, а ВВП Венесуэлы, по оценке инвестиционного фонда Torino Capital, может сократиться на 11%.