Фото Gettyimages
До федеральных выборов в Германии остается чуть менее двух месяцев, и, по мнению лидеров некоторых политических партий, времени достаточно, чтобы поменять настроения избирателей, если найти нужную тему для предвыборной борьбы. Немецкие зеленые, претендующие на участие в правительственной коалиции (причем все равно с кем: красно-красно-зеленой с СДПГ или черно-зеленой с ХДС/ХСС), намерены добиться на выборах двузначного результата. О возможности такого развития событий прямо заявил один из зеленых политиков Винфрид Кречманн, нынешний глава земельного правительства в Баден-Вюртемберге, где как раз ХДС выступает в качестве младшего партнера по коалиции. На сайте же партии прогнозируется результат от 6 до 10%.
Как известно, в партии сейчас существуют две линии. Первая – на сотрудничество с СДПГ, которую представляет Юрген Триттин, занимавший пост федерального министра по охране окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности в правительстве социал-демократа Герхарда Шредера. За сближение же с ХДС выступает как раз Винфрид Кречманн.
Но чтобы добиться двузначного результата, зеленым надо найти острую предвыборную тему, которая сможет привлечь к ним избирателей. К поискам подобной темы и более наступательного ведения предвыборной борьбы призвала на днях на страницах газеты Freie Presse из города Хемниц бывшая сопредседатель партии Ренате Кюнаст, указавшая на успех зеленых на выборах в земле Шлезвиг-Гольштейн в мае 2017 года, где партия получила более 12% голосов.
Видимо, поиском такой темы можно объяснить недавнюю публикацию в еженедельной немецкой газете Zeit статьи нынешнего сопредседателя партии Союз 90/Зеленые Джема Оздемира. Свое выступление он посвятил так называемой афере с выбросами, о которой «НГ» уже сообщала.
Речь идет, по словам Оздемира, о создании картеля автомобильных концернов страны с целью обойти правила ограничения эмиссии вредных веществ. Конечно, имеющиеся подозрения говорят не только о попытках обмануть контролирующие органы и потребителей относительно уровня выбросов изделий пяти ведущих немецких автопроизводителей, но и о ценовом сговоре. Надо сказать, что пока ни один из пяти автомобильных концернов не сознался в подобном сговоре.
Но это, видимо, не мешает Оздемиру сделать данную тему стержнем предвыборной кампании зеленых. Сложившаяся ситуация знаменует, по его мнению, поворот в истории Германии, когда доверие к лидерам немецкой промышленности достигло наинизшей точки за 130 лет (со времени создания автомобильной промышленности). Поэтому в своей статье он сравнивает нынешнюю ситуацию с 2011 годом – годом фукусимской катастрофы, когда, по его мнению, энергоконцерны и энергетическая политика страны стояли перед осколками классической энергетики, связанной с атомной энергией. Тогда наступил век возобновляемой энергетики, и те энергоконцерны, которые упустили свой шанс, теперь вынуждены наверстывать упущенное. В таком же положении сейчас оказались, по его мнению, и немецкие автомобилестроители. В этой связи лидер немецких зеленых предлагает набор мер, которые, как он считает, позволят Германии совершить такой же поворот в транспортной политике, какой она совершила в 2011 году в энергетической, отказавшись окончательно от атомной энергии. Для Оздемира речь идет о необходимости отказа германской промышленности от производства автомобилей с дизельными и бензиновыми моторами и о переходе на электромобили.
Несомненно, что лидер зеленых правильно выбрал момент для такой фронтальной атаки на автомобильную промышленность и связанных с нею политиков. Ведь на правительственном уровне уже решили созвать в начале августа так называемую встречу в верхах по автомобильной промышленности, в которой должны принять участие как руководство автомобильных концернов, так и представители правительства и политики. И именно на этой встрече, судя по статье, Оздемир намерен пролоббировать не только учреждение специальной комиссии «Чистый транспорт», которая должна будет подготовить новый поворот теперь уже в транспортной политике, но и ее персональный состав.
В этой эмоциональной статье привлекает внимание упрек, который Оздемир адресует сегодняшним политикам, в том, что они слишком долго были связаны с автомобильными производителями и доверяли им самим осуществлять контроль за их продукцией. Конечно, Оздемир не ставит напрямую под сомнение порядочность нынешнего федерального правительства, но адресат его атаки понятен – это канцлер Ангела Меркель. Недаром же на сайте автомобильной промышленности Германии отмечается, что канцлер давно обещала защищать немецкое автомобилестроение от нападок брюссельских чиновников Еврокомиссии, поскольку она понимает значение этой отрасли для немецкой экономики, от которой зависит будущее не менее миллиона занятых.
В любом случае зеленые, кажется, нашли наконец предвыборную тему, которая позволит им до выборов постоянно находиться в фокусе внимания прессы и мобилизовывать своих сторонников на решение вполне конкретной (и, главное, благородной) задачи – это замена традиционных автомобилей на электромобили под лозунгами защиты климата и охраны окружающей среды.
Перед Меркель в данном случае стоит непростая задача – отвлечь внимание избирателей от новаторских идей зеленых. В недалеком прошлом она успешно решала такие проблемы в случае с лидером социал-демократов Мартином Шульцем, который сперва пытался сделать ставку на альтернативное решение внутриэкономических проблем страны, потом – на полное признание однополых браков и, наконец, на миграционную проблему. В отношении полного признания однополых браков лично Меркель, как известно, занимала отрицательную позицию и при голосовании в Бундестаге отдала свой голос против. Но поскольку она понимала, что и социал-демократы, и поддерживавшие эту их инициативу зеленые, и левые могут превратить данную проблему в основную тему предвыборной кампании, она предпочла не только поставить ее на голосование в Бундестаге, но и предоставить членам своей партии свободу выбора – голосовать по совести. В результате проблема была снята с повестки дня предвыборной борьбы. Сможет ли Меркель и в данном случае перехватить инициативу у зеленых, покажет ближайшее будущее.