0
4993
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

01.08.2017 00:01:00

Зачем депутатам антикоррупционный ремонт

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток).

Тэги: генпрокуратура, борьба, коррупция, взятки, законопроекты


генпрокуратура, борьба, коррупция, взятки, законопроекты Фото Gettyimages

Раздосадованный заметным снижением выявляемости фактов коррупции, генпрокурор России Юрий Чайка в очередной раз пожурил правоохранителей, отчего-то не торопящихся сажать нечистых на руку региональных чиновников. А аппетиты последних, судя по приведенной им информации, только растут. В частности, за минувшие полгода прокуратурой было вскрыто 120,4 тыс. нарушений прав предпринимателей и возбуждено 57 уголовных дел. При этом на 60% возросло количество преступлений о воспрепятствовании предпринимательской деятельности. Большая часть поступивших от бизнесменов жалоб касалась незаконного отчуждения имущества, необоснованного уголовного преследования и административного давления. «Средний размер полученной взятки по Москве составил 614 тыс. руб.», – заявил на недавней коллегии столичного главка МВД его глава Олег Баранов.

Недовольство надзорного ведомства вполне обоснованно: общее количество зарегистрированных должностных преступлений (гл. 30 УК РФ) сократилось почти на 45% (до 8 тыс.), из которых немногим более тысячи были совершены в крупном или особо крупном размерах. В свою очередь, из 3,8 тыс. фактов взяточничества «крупняка» набралось всего 940, а посредничества – менее 500. На этом фоне обескураживает производительность правоохранителей в плане выявления мелких взяток (до 10 тыс. руб.) – 3,2 тыс. Среди отечественных антикоррупционеров за первое полугодие отличилась лишь ФСБ России, улучшившая свои показатели на 1,5% (до 1,2 тыс. выявленных преступлений).

Одновременно с этим в Госдуму аккурат под занавес весенней сессии полились рекой законопроекты по обузданию коррупции в стране. Так, правительство предложило расширить круг юридических лиц, которые должны нести административную ответственность за подкуп чиновников (ст. 19.28 КоАП РФ), за счет аффилированных или дочерних предприятий. Озабоченность кабмина очевидна: за 2014–2016 годы по данной статье наказали всего 1077 компаний, а с начала этого года – 60.

Самым плодовитым в этом плане оказался депутат-единоросс Анатолий Выборный, курирующий «Молодежный антикоррупционный проект». Вспомнив о ратифицированной Россией конвенции Совета Европы 1999 года об уголовной ответственности за коррупцию и претензиях со стороны контролеров Группы государств против коррупции (ГРЕКО), он решил в очередной раз перетряхнуть и без того распухший Уголовный кодекс. По его мнению, для победы над коррупцией не достает криминализовать злоупотребления национальных и иностранных арбитров (третейских судей), нематериальные взятки (услуга за услугу), а также увеличить срок лишения свободы за неквалифицированное взяточничество до четырех лет для продления срока давности привлечения к уголовной ответственности по нему до шести лет.

Другой законопроект парламентария касается борьбы с так называемыми решальщиками. Речь идет о злоупотреблении влиянием, под которым подразумевается согласие лица использовать свое влияние для принятия решения чиновником. Правда, наказание за столь серьезное, казалось бы, злодеяние будет более чем гуманным – до трех лет лишения свободы со штрафом в размере до 15-кратной суммы взятки, а за предложение взятки за совершение этого деяния – до двух лет со штрафом в 10-кратном размере. Кстати, наказание за посредничество во взяточничестве, включая его предложение и обещание, выглядит куда как строже – до четырех–семи лет с весьма крупным штрафом.

Зачем городить огород, коль скоро спецслужбы и без того справляются с доступными им решальщиками с помощью статьи 159 УК (мошенничество), ибо те в большинстве случаев попросту кидают своих клиентов? Так, в марте вступил в силу приговор в отношении двух пермских бизнесменов Дениса Коровки и Константина Пушкарева, признанных виновными в крупном мошенничестве. Как установил суд, они под предлогом наличия у них связей в местном УФСБ предлагали руководителю бюро судмедэкспертизы за 1 млн руб. решить вопрос о прекращении проводимой управлением проверки его деятельности. По приговору суда оба были оштрафованы по 400 тыс. руб. каждый. И подобных дел по стране хоть отбавляй.

Между тем настоящие рещальщики, добросовестно отрабатывающие полученную мзду, крайне редко оказываются на скамье подсудимых. По данным Следственного комитета России, за последние семь лет (2011–2016) к уголовной ответственности по коррупционным статьям привлекли всего 1256 глав муниципальных образований, 1315 депутатов органов местного самоуправления, 459 следователей и руководителей следственных органов, 369 адвокатов, 94 прокурора, 73 депутата законодательных органов субъектов РФ и 26 судей.

Вряд ли изменит сложившуюся ситуацию и также предлагаемая депутатом Выборновым криминализация обещания, предложения и просьбы принять либо передать взятку (предмет коммерческого подкупа), а также предоставить незаконное преимущество. Виновный всегда сможет соскочить с этих нововведений на упомянутую статью 159 УК, сославшись на банальное желание подзаработать в кризис.

То же самое можно сказать и о «реестре коррупционеров», появление которого ожидается в начале будущего года. Как оказалось, речь идет лишь о чиновниках, уволенных по утрате доверия за несоблюдение существующих ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов. При этом сам факт занесения чиновника в реестр не является основанием для отказа в приеме на новое место работы. Данная информация будет лишь информативным дополнением к резюме кандидата на ту или иную должность. Кстати, такая мера уголовного наказания, как лишение права занимать определенную должность или заниматься той или иной деятельностью, по-прежнему назначается судами весьма избирательно. Так, за прошлый год указанная мера была применена к менее чем 1,4 тыс. осужденных коррупционеров.

Так для чего же затевался весь этот антикоррупционный ремонт? Ответ оказался прост: внести перечисленные поправки рекомендовала ГРЕКО по итогам третьего раунда оценки российского законодательства. А в соответствии с ее уставом за невыполнение рекомендаций предусмотрены санкции, вплоть до направления в страну миссии высокого уровня и опубликования официального заявления о невыполнении ею международных обязательств. Иначе говоря, основная цель описанных новаций – вовсе не нормализация ситуации в стране, а желание избежать очередных европейских санкций. На сей раз за нерасторопную борьбу с коррупцией. Хотя всем и без того это очевидно.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1629
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3563
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2622
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2131

Другие новости