Фото Gettyimages
Заявление властей самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) о создании в Украине (за исключением Крыма) федеративного государства Малороссия может стать более важной темой, чем кажется на первый взгляд. Зачитанный 18 июля с.г. министром доходов и сборов ДНР Александром Тимофеевым конституционный акт – это больше чем выражение благих намерений. В конституционном акте обозначены атрибуты будущего государства – столица в Донецке, федеративное государственное устройство с широкими правами для регионов, флаг – знамя Богдана Хмельницкого. Тимофеев (следовательно, глава ДНР Александр Захарченко) выводит правопреемство государства от домайданной Украины. Этот пункт в данном контексте важен, поскольку в очередной раз напоминает о «хромоногой» легитимности нынешних киевских властей.
Хромает диктатура «революции достоинства» начиная с февраля 2014 года, когда вожди евромайдана вынудили президента Украины Виктора Януковича покинуть страну. В данном случае речь идет о насильственном, то есть незаконном отрешении Януковича. Конституция Украины предусматривает один вариант законного смещения лидера страны – импичмент. За импичмент должны проголосовать не менее 3/4 депутатов Верховной рады. И что важно: отрешить Януковича так, чтобы Гаагский трибунал не придрался, Рада была обязана только после вердикта Верховного суда Украины. Суд должен был доказать, что Янукович совершил государственную измену или другое преступление, несовместимое с постом украинского лидера. Ничего подобного в отношении Януковича произведено не было. От должности его отстранили 226 голосами (из которых значительная часть – голосование чужими депутатскими карточками). Кресла фракций большинства, коммунистов и регионалов в день «импичмента» пустовали, а зал заседаний был битком набит боевиками-националистами. Вождь евромайдана Александр Турчинов в феврале с.г. сознался украинскому сайту «Цензор.Нет»: «команда победителей» хотела делегитимизировать Януковича через тюрьму и военный трибунал, но Янукович скрылся в России. По логике Турчинова получается, что скрылся в статусе легитимного президента.
Мало соответствует украинским законам и проводимая Киевом антитеррористическая операция (АТО). Конституция Украины разрешает использовать армию на территории страны только в случае иностранной военной агрессии. Если верить официальному Киеву, российская армия воюет против Украины на Донбассе с 2014 года. Даже если это так… Что делается в таком случае? Послу страны-агрессора вручается соответствующая нота, затем весь вражеский дипкорпус высылается на родину или интернируется. Все отношения с агрессором разрываются. Посольство РФ в Киеве работает, как и при Януковиче. Обещаемый Киевом уже три года полный разрыв экономических связей Украины с РФ никак не состоится. Принудительные мобилизации в стране проходили вне закона: при отсутствии указа о военном положении. За три года Украина не смогла доказать мировому сообществу, что на Донбассе есть российские солдаты.
Осуществляемое с 2014 года оформление «оккупированного» Донбасса в украинском поле больше походит на игру в наперсток. Как пример – принятый в сентябре 2014 года закон об особом статусе Донбасса. Рада голосовала за один документ, а Порошенко подписал другой: текст закона подменили сразу после одобрения парламентом. В Минюсте Украины, прочитав этот текст, схватились за голову. Пункт закона, вводящий Донбасс под власть СБУ, аннулировал весь закон по причине противоречия Конституции и закону Украины о местном самоуправлении.
Если исходить из международного права, «террористические организации ДНР и ЛНР» (принятый в Украине термин) куда более легитимны, чем киевский режим. Источник их законности – общенародное волеизъявление мая 2014 года, сделавшее восставшие территории народными республиками. Но текущий статус ДНР и ЛНР вряд ли позволит им стать ядром будущей Малороссии от Макеевки до Львова, как планирует Захарченко. ДНР и ЛНР за три года не смогли интегрироваться в куда менее масштабный и жизненно важный для Юго-Востока проект – Новороссию.
Такое ощущение, что параллельно существуют несколько противоречащих друг другу «Новороссий». У Захарченко одна, у Пушилина другая, у Плотницкого третья… Кстати, отмежевание ЛНР от проекта «Малороссия» обоснованно. Глава ЛНР Игорь Плотницкий в отличие от Александра Захарченко, психологически более «втиснут» в орбиту теневого российского куратора Донбасса Владислава Суркова, которому две разделенные линией соприкосновения народные республики были куда нужнее единой, но все же отделенной от Украины Новороссии. Расчет Суркова был понятен: разделенные линией соприкосновения ДНР–ЛНР хорошо демаскировали торчащие из событий на Юго-Востоке Украины московские «уши». Плотницкий в этом следует той стратегии Суркова, которую он знает. Однако к новому проекту, Малороссии, в отличие от Новороссии Владислав Юрьевич оказался более лоялен. Назвав проект Захарченко «хайпом» (возней), Сурков сказал, что этот «хайп» важен как символ того, что Донбасс воюет за единство разделенной с 2014 года Украины. Суркову (как и в целом Кремлю) единая Украина более выгодна, чем поделенная на воюющие между собой части.
Но все же главная помеха будущей Малороссии – отсутствие в остальной Украине единого фронта, который смог бы потянуть такие разные регионы, как Одесса, Киев и Львов, к Донецку. Одесская народная республика для большинства одесситов – это политический проходимец Валерий Кауров. Харьковскую народную республику задавил в зародыше Геннадий Кернес. Как видно, обстоятельства сложились скорее против Малороссии, чем за нее. Но ставить на этом проекте крест преждевременно. То, что Минские соглашения не работают, а в киевской вертикали царит анархия, видят и в Москве, и в Вашингтоне. Госдепартамент США на появление Малороссии отреагировал более чем сдержанно – «выражением беспокойства». Учитывая заявление Суркова, можно предположить, что самоотвод Плотницкого от проекта Захарченко был одномоментной реакцией. В Луганске и Донецке привыкли воспринимать сигналы друг от друга с максимальной осторожностью.