0
5997
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

17.07.2017 00:01:00

США включаются в процесс разрешения украинского кризиса

Александр Гущин

Об авторе: Александр Владимирович Гущин – доцент Российского государственного гуманитарного университета, эксперт Российского совета по международным делам.

Тэги: сша, трамп, тиллерсон, нато, столтенберг, украина, конфликт, донбасс, порошенко


сша, трамп, тиллерсон, нато, столтенберг, украина, конфликт, донбасс, порошенко Фото Gettyimages

Саммит «большой двадцатки» и последующие визиты госсекретаря Рекса Тиллерсона и генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Киев придали новый импульс украинскому треку международной повестки. Важно отметить ряд аспектов, которые не только фиксируют нынешнюю ситуацию, но и будут оказывать влияние на будущее развитие и Украины, и процесс урегулирования конфликта в Донбассе.

Прежде всего прошедшие после избрания Дональда Трампа президентом США полгода в целом не внесли каких-то резких изменений в украинскую политику Вашингтона. Несмотря на скандалы, связанные с высказываниями украинских чиновников по отношению к Трампу в период его предвыборной кампании, пока американская администрация в целом сохраняет общую преемственность курса. Это вовсе не означает, что старые обиды полностью забыты. Политическая целесообразность диктует необходимость аккуратного подхода к Украине, но президент США находится в таком сложном внутриполитическом положении, что любые шаги на украинском направлении, связанные с переформатированием роли Киева в политике Вашингтона, тем более в контексте возможной нормализации отношений с Москвой, будут приняты в штыки. Они вызовут негативную реакцию истеблишмента, который по отношению к Украине настроен в целом в духе двухпартийного консенсуса.

Второй важный момент – это то, что украинская проблематика хотя и потеряла свое приоритетное значение на фоне Сирии, отношений с ЕС, внутриамериканских проблем, тем не менее остается важной для США, и не столько в силу ее самостоятельного значения, сколько в контексте отношений Вашингтона и Москвы. А отношения эти системно напряженные. Уже набило оскомину ироничное отношение к тем, кто в 2016 году уверовал в благожелательное отношение Трампа к России. На самом деле отношение это, вероятно, и не отличается враждебностью в личном плане, но в условиях колоссального давления политической элиты США, а также объективно существующих противоречий говорить о том, что личные контакты президентов России и США смогут переломить негативный тренд, вряд ли оправданно. Встреча президентов России и США в Гамбурге подтвердила разве что готовность лидеров вести откровенный, эмоциональный разговор и, возможно, определенные психологические совпадения. Но встреча скорее дала отрицательный ответ на вопрос о том, сможет ли она стать началом процесса потепления отношений двух великих держав. И это отчетливо проявляется в рамках украинского измерения отношений России и США.

Важна для рассмотрения не только встреча президентов в Гамбурге, но и речь Трампа в Варшаве. Она продемонстрировала разные подходы к Центральной Европе Вашингтона и Москвы и стала четким сигналом, что США будут вести свои восточноевропейские дела на основе прагматизма, реализма, с опорой на военную силу НАТО в Европе и новые планы энергетической политики. Все это не может устроить Россию.

Третий важный пункт – это то, что в сложившихся условиях Украина, прекрасно осознающая, что она является важным элементом американской политики только в контексте России, скорее всего найдет поддержку у американских неоконсерваторов. Конечно, разговоры о реформах, коррупции, необходимости более активных экономических преобразований будут продолжаться, но надо понимать, что уровень коррупции все еще высок, а внимание к ней – это в какой-то мере и крючок, на который подвешен украинский правящий класс, компромата на представителей которого у американцев более чем достаточно. Кроме того, в целом нынешняя украинская администрация вполне устраивает Вашингтон как с точки зрения своей независимости на внешней арене и небольшой популярности в обществе, так и с позиции обеспечения относительной управляемости в стране, где корпоративно-олигархическая система на общенациональном уровне постепенно начала принимать элементы монопольно вертикальной. В этом контексте важно не то, сколько минут продолжалась, к примеру, встреча Порошенко с Трампом, а сколько времени и в каком духе продолжались беседы украинского лидера с вице-президентом, министром обороны, иными словами, теми, кого принято относить к неоконсервативному лагерю. А судя по всему, в этом лагере никто ни о какой сдаче Украины как геополитического актива или обмена ее в ходе договоренностей речи вести не собирается.

В-четвертых, тот факт, что Украина в ближайшее время не вступит в НАТО, вовсе не означает, что сотрудничество между Киевом и альянсом не будет развиваться. Например, вполне можно ожидать взаимодействия по двусторонним линиям и ограниченного партнерства. Это, возможно, и не означает прямых поставок летального оружия, за что выступал в свое время нынешний новый спецпредставитель США по урегулированию в Донбассе Курт Волкер, но тем не менее обеспечит сторонам довольно тесную военную координацию.

Наконец, сам факт назначения Волкера свидетельствует о том, что в американской администрации впервые появляется пост специально ответственного не просто за Украину, но за урегулирование в Донбассе, ведь занимающаяся ранее Украиной Виктория Нуланд занималась гораздо более широкой проблематикой. Это – свидетельство как вероятного усиления влияния США на «нормандский формат», так и вероятного в скором будущем более детального диалога Волкера с Москвой, а также попыток выработки нового алгоритма решения конфликта в Донбассе. Тем не менее кардинального изменения позиций США ждать вряд ли стоит. При всей важности и критических слов Волкера о недопустимости блокирования работы прессы со сторон украинских властей, и слов Тиллерсона о необходимости обеспечения прав граждан при сохранении целостности Украины, какой бы ни был будущий алгоритм урегулирования, даже в случае устраивающей все стороны формы реинтеграции США вряд ли откажутся от Украины как фронтира.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость появления новых планов замирения сторон и политического решения конфликта. Однако проблема в том, что по большому счету все эти планы в той или иной степени будут напоминать Минск. Вопрос будет скорее всего в деталях формата, в нюансах формулировок и порядке выполнения пунктов, что делает будущее урегулирование в краткосрочной перспективе неясным. Тем более имея в виду новые масштабные планы США по использованию потенциала Центральной Европы как двойного противовеса старой Европе и России, а также готовность многих стран региона, прежде всего Польши, стать таким противовесом.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
982
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
607
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1179
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1177

Другие новости