Фото агентства городских новостей "Москва"
С 1 июня всем водителям автобусов, грузовиков, такси и другого коммерческого транспорта запрещено пользоваться иностранными правами. В случае нарушения этого требования водитель будет оштрафован на сумму от 5 до 15 тыс. руб. Коммерческая организация, нанявшая шофера с иностранным удостоверением, также подпадет под штраф в размере 50 тыс. руб. По оценкам парламентариев, закон коснется нескольких десятков тысяч гастарбайтеров по всей России. Им придется либо отказываться от работы водителем, либо пересдавать экзамены в ГИБДД и получать российские права. Но есть и третий вариант – заняться нелегальными перевозками. К чему приведут очередные изменения в законодательстве?
Запрет использования иностранных водительских удостоверений шоферами коммерческого транспорта депутаты обосновывают рядом причин. Одна из них – необходимость соответствовать международным стандартам, в том числе Венской конвенции о дорожном движении. Сводный текст конвенции составлен еще в 1968 году, но и по сей день периодически в него вносятся правки и уточнения. Только не ясно, какому из условий Венской конвенции следуют российские депутаты. В п. 2. ст. 43 четко указано, что в стране должны быть признаны как национальные водительские права, так и международные. Однако в ст. 42 упоминается, что страна может не признавать международные удостоверения шоферов в тех случаях, когда те нарушают национальное законодательство. В настоящее время использование иностранных водительских прав – это и есть нарушение российского законодательства.
Другое объяснение – отсутствие у приезжих граждан необходимых навыков вождения грузового транспорта, автобусов и знаний Правил дорожного движения (ПДД). Многие гастарбайтеры на родине получают водительские права, не проходя обучение, а просто договариваясь с представителями автошкол о покупке удостоверения за определенную сумму. Это связано с высоким уровнем коррупции в странах СНГ. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, страны СНГ занимают места в первой полусотне худших стран по уровню взяточничества. В Таджикистане почти половина граждан хотя бы один раз давали взятки; в Азербайджане, Кыргызстане, Украине и Молдове это около 38–42% жителей. Отсутствие у гастарбайтеров определенной подготовки, которую получают шоферы в российских автошколах, даже с большим стажем управления автомобилями может привести к необратимым последствиям, особенно если речь идет о вождении общественного транспорта. И тут решение Госдумы запретить иностранные права становится вполне понятным и правомерным. Вот только любые изменения чреваты последствиями.
На сегодняшний день в России более 58% водителей автобусов, такси, грузовиков и другого коммерческого транспорта – это приезжие. В итоге в первый же день вступления в силу закона о запрете иностранных водительских прав в Москве не вышли на работу около 20% гастарбайтеров. Последствием этого стало резкое повышение тарифов на такси. С 1 по 2 июня на интренет-сервисах такси повышающие коэффициенты выросли с 1,5 до 2,5 – такие завышенные тарифы приравнивались к расценкам в новогоднюю ночь. Во Владивостоке 5 июня около 40% транспорта не вышло на маршруты из-за отсутствия у водителей российских прав. Транспортного коллапса по всей России, конечно, не произошло, но последствия нововведения можно ждать и в будущем.
Для обмена иностранных прав на российские необходимо сдать три экзамена: правила ПДД в теории, вождение на площадке и в городе. При этом экзаменуемые должны обратиться в автошколу, имеющую специальную площадку, грузовую технику или автобусы. Расходы на прохождение трех экзаменов и получение водительских удостоверений российского образца составят около 7 тыс. руб. Если иностранные права не соответствуют правилам оформления Венской конвенции, то обменять их не получится. Гастарбайтерам придется заново проходить обучение в автошколах и открывать все категории от B до C или D. Средняя стоимость обучения в автошколах сейчас составляет 42,5 тыс. руб. Уровень зарплаты гастарбайтеров, как правило, ниже, чем у коренных россиян, поэтому им будет сложнее оплачивать такие суммы. А те из приезжих, кто имеет стаж вождения по 30–40 лет, и вовсе не захотят учиться тому, что уже давно знают.
Есть риск, что за неимением финансовых средств или из-за нежелания обменивать иностранные права на российские гастарбайтеры могут заняться нелегальными перевозками. Поправки в законе распространяются только на коммерческую деятельность, то есть шоферам, не имеющим водительских удостоверений российского образца, будет невозможно трудоустроиться официально, так как компании не станут рисковать и принимать их на работу из-за высоких штрафов. Поэтому иностранцы могут начать заниматься несанкционированными перевозками пассажиров и грузов под видом обычных водителей. А значит, не будет подтверждений того, что транспорт ежедневно проходит техобслуживание, а водитель – медкомиссию. Нет никаких гарантий, что поездки будут безопасными для пассажиров, а груз будет доставлен в пункт назначения. Для статистики, от 30 до 60% дальнобойщиков и почти 30% водителей общественного транспорта – иностранцы. Часть из них, возможно, сменит сферу деятельности, еще часть – законно обменяет водительские удостоверения, а оставшиеся будут вынуждены продолжать зарабатывать привычным способом, но уже нелегально.