Фото Gettyimages
Парламентские выборы во Франции преподнесли сюрпризы. Вместо предполагаемого многими экспертами «сосуществования», когда большинство в Национальном собрании находилось в оппозиции к президенту, последовала победа президентской партии на выборах.
Еще два года назад нынешний президент Эмманюэль Макрон, тогда министр экономики, промышленности и цифровых коммуникаций, был известен скорее благодаря закону, носящему его имя. Его избрание, означавшее смену поколений, подтвердило явный запрос активной части французского общества на приход в политику новых действующих лиц. Уходят из политики соратники президентов Валери Жискар д’Эстена, Франсуа Миттерана, Жака Ширака.
По результатам первого тура парламентских выборов лишились мандатов многие видные деятели, и во второй тур прошли ранее неизвестные кандидаты, не имевшие политического опыта. В итоге Национальное собрание Франции обновилось на три четверти по сравнению с составом 2012 года – беспрецедентный в истории Пятой республики результат.
Уже первый тур парламентских выборов выявил значительные расхождения прогнозов и полученных результатов. Созданная новоизбранным президентом Макроном на базе сетевого движения партия «Вперед, республика!» в союзе с центристской партией «Демократическое движение» (ДД) получила 32,32% голосов избирателей, пришедших на участки.
Неудивительно, что союзникам предрекали сокрушительную победу – вплоть до 455 из 577 мест. Высказывались даже опасения, что существует риск практически однопартийного парламента с подавляющим большинством сторонников новоизбранного президента. Однако «цунами» президентской партии оказалось просто мощной волной, которая все же не смела оппозицию. Президентское большинство не стало подавляющим: 350 мест (308 – у партии президента, 42 – у ДД). Тем не менее даже без союзников из ДД партии президента принадлежит больше мандатов, чем необходимо для принятия законов (289).
Оппозиция получилась не настолько маломощной, хотя ее сторонники и были разочарованы результатами президентских и первого тура парламентских выборов. Крупнейшая оппозиционная партия «Республиканцы» вместе с центристской «Союз демократов и независимых» и с правыми союзниками потеряла часть мандатов по сравнению c предыдущим составом парламента, но все же получила 137 мест. Такой результат – худший для правых с 1958 года. По оценке видной представительницы партии «Республиканцы» Валери Пекресс, это больше чем поражение, это конец эпохи, эпохи ориентации на Францию прошлого, а не будущего.
Хуже, чем у правых, обстоят дела у левого крыла партийного спектра: 29 депутатов у Соцпартии вместо 280 в прошлом составе Национального собрания; 42 места у различных левых, включая левых радикалов, коммунистов, «Непокоренную Францию» Жан-Люка Меланшона.
Крайне правый «Национальный фронт» Марин Ле Пен получает 8 мест, что почти вдвое меньше необходимых 15 для создания депутатской группы.
Очередной сюрприз нынешних парламентских выборов – рекордное в истории Пятой республики количество избирателей, отказавшихся во втором туре выразить свою волю (57,36%). На второй тур на избирательные участки пришло на 6 процентных пунктов меньше избирателей, чем на первый. Из них 6,93% опустили в урны незаполненные бюллетени и 2,94% бюллетеней оказались недействительными.
Что касается низкой явки, здесь можно провести параллель с исходом референдума в Великобритании по поводу членства в Европейском союзе. СМИ и власти там столь рьяно выступали за сохранение членства страны в ЕС, что многие сторонники этого, убежденные в положительном для себя исходе, просто не пришли на участки. Во Франции же ошеломляющий успех в первом туре партии президента также усыпил бдительность многих ее избирателей, которые тоже «демобилизовались» и остались дома. В итоге полученный Макроном и его союзниками кредит доверия со стороны граждан Франции оказался небезграничным. Французы не предоставили партии президента «карт-бланш».
Ответственность за результаты проводимой политики закономерно ложится на партию, обладающую численным преимуществом в парламенте. Если учесть, что свыше половины избирателей во втором туре воздержались от волеизъявления и реальную поддержку партии президента оказало около половины от менее половины зарегистрированных, то положение выигравших уже не кажется столь непоколебимым, а поддержка – безусловной.
Неустойчивое положение экономики в последнее десятилетие оказывает влияние на настроения французов, которые имеют основания опасаться за судьбу следующих поколений. Даже для поддержания существующих стандартов уровня жизни требуются более высокие темпы экономического роста и производительности труда, чем сейчас. До сих пор никто из действующих политиков не предложил разработанной программы и механизма ее реализации. В любом случае Франции необходимо провести непопулярные реформы, в том числе трудового законодательства, подобно тому, как это в свое время осуществила Германия при канцлере Герхарде Шредере. С такими преобразованиями Франция явно запоздала.
Некоторый оптимизм для страны может быть связан с расставленными в программе Макрона приоритетами: из шести ее ключевых пунктов впереди поставлены образование, культура. Это подразумевает, что французское государство собирается обратить особое внимание на развитие человеческого капитала, качество которого является залогом успеха на всех направлениях, и определяющее значение будет иметь экономическая политика. Удастся ли новому составу законодательной ветви власти – Национального собрания, многие депутаты которого избраны впервые и которым придется обучаться искусству законотворчества «на ходу», – оперативно принять законы, необходимые для проведения реформ, для «перезапуска» экономики, покажет ближайшее будущее.