Фото NASA
По всей видимости, уже скоро мы не сможем пользоваться аббревиатурой МКС. Нет, сама станция на орбите еще просуществует энное количество лет, но как КС. Говорить же о ее международном статусе вряд ли придется. Точнее, главные действующие лица программы – Россия и Соединенные Штаты – с большой долей вероятности вместе «парить» в отсеках общего космического дома уже не будут.
В середине мая курирующий, в частности, и отечественную космонавтику Дмитрий Рогозин неожиданно заявил, что Роскосмосу вменяется проанализировать целесообразность российского участия в данной программе. «Вопрос будущего пилотируемых программ нужно обговаривать, но не плыть по течению, отвечая только за процесс, но не за результат», – сказал вице-премьер. В свою очередь, он сослался на мнение члена Российской академии космонавтики Андрея Ионина, считающего, что после введения против России санкций странами – участниками сотрудничества в МКС для России нарушается принцип равноправия при участии в международных космических программах.
Не берусь судить, как в сознании Дмитрия Рогозина в данном случае должен соотноситься процесс с результатом и в чем состоит тогда российская космическая ущербность. Ясно одно: дело совсем в другом. Заявлению Рогозина с Иониным предшествовало чуть более раннее решение американцев «нарастить» МКС специальной шлюзовой камерой исключительно для коммерческих полезных нагрузок. Этот сугубо практический шаг – очередной вклад в теорию большого космического «развода».
Аэрокосмическая компания NanoRacks со штаб-квартирой в Хьюстоне уже приступила к разработке в полном составе шлюза для вывода в космос с борта МКС весьма популярных в мировом бизнес-сообществе малых спутников программы CubeSats массой не более 2 кг. «Мы хотим еще в большем объеме приспособить МКС для бизнеса, простимулировав таким образом новые частные инициативы в околоземном пространстве...» – заявил руководитель пилотируемых программ НАСА Сэм Скимеми. Согласно планам, монтаж нового шлюза в американском отсеке МКС состоится в 2019 году. Но чем может помешать российско-американскому МКС-партнерству выплывающий с этой станции меленький аппаратик?
Конечно, не в самом шлюзе и мини-спутниках дело. Будем до конца откровенны. С самого начала это партнерство явно не заладилось. Начнем с денег. НАСА предполагало, что развертывание станции завершится в 2002 году и потребует 17,4 млрд долл. На деле оказалось все гораздо дольше и дороже – 2011 год и 75 млрд долл. соответственно. Причем львиная доля этой суммы – деньги сугубо американские.
Еще больше американцев раздражало и продолжает раздражать их зависимость от российского корабля «Союз». Ведь после катастрофы весной 2003 года орбитальной ступени «Колумбия» корабля «Спейс Шаттл» и закрытия этой программы в 2010 году единственным средством доставки американских экипажей на борт МКС являются российские корабли. Сегодня одно место на «Союзе» стоит НАСА 70,3 млн долл. Кстати, к 2019 году НАСА придется выделить на орбитальный комплекс еще 20,6 млрд.
Кроме того, сама станция оказалась не совсем такой, какой хотели бы ее видеть в Хьюстоне. Вот что об этом говорил в сентябре 2014 года известный специалист в области космонавтики Юрий Караш: «Первоначально считалось, что МКС будет не просто исследовательской лабораторией, но также орбитальным «заводом» и «стартовой площадкой» для других исследовательских миссий. Не вышло, отчасти из-за того, что комплекс не дотянул до задуманных размеров. Вместо 150 м он «дорос» только до 109, что привело к сокращению его возможностей на 27,6%...»
В частности, эти факторы привели в 2004 году к судьбоносному решению президента Буша в принципе оставить околоземное пространство, включая МКС, частным компаниям, а НАСА – сосредоточиться на глобальных вопросах исследования дальнего космоса.
Существенное охлаждение американцев к российским партнерам прослеживалось в заявлении тогдашнего директора НАСА Майкла Гриффина, сделанном в июне 2008 года, когда он выступал с программной речью перед Парламентской группой по космосу Французской национальной ассамблеи. Вне всякого сомнения, речь Гриффина можно трактовать как долгосрочную установку на американское сотрудничество в области астронавтики с Европой. При этом Россия в этот приоритет отнюдь не входит. Гриффин охарактеризовал Францию как самого тесного в течение длительного времени партнера США в области исследования космоса. Он сослался на данные статистики, согласно которой НАСА имеет с Францией больше действующих контрактов, чем с любой другой страной.
Оставим на совести НАСА выводы из статистики. Тем не менее американцы спят и видят, когда можно распрощаться с зависимостью от транспортировки своих экипажей на станцию российскими кораблями. В октябре 2016 года, явно торопя события, замглавы
НАСА Уильям Герстенмайер заявил о том, что американское космическое агентство не намерено продлевать контракт с Роскосмосом по доставке астронавтов на МКС после 2018 года – срока истечения действующего контракта.
Эти планы, возможно, придется корректировать. Предполагалось, что новые пилотируемые американские корабли Dragon компании Space-X знаменитого Илона Маска и CST-100 Starliner компании Boeing будут готовы к старту в 2017-м и 2018 годах соответственно. Однако в середине февраля нынешнего года, согласно сообщению американского издания SpaceNews, Boeing отстает на 14 месяцев от утвержденного графика разработки и испытаний своего корабля, а Space-X – на 15 месяцев.
К сожалению, такие мелкие частности не заставят американцев свернуть с пути обособления собственной программы МКС от России. Ситуация может осложняться еще и тем, что Роскосмос привык разговаривать с НАСА как официальной стороной американской космонавтики. Как в дальнейшем завяжется диалог, скажем, с Илоном Маском или другими «частниками», которые полноправно в скором времени будут представлять свои интересы на борту когда-то общего «космического дома», далеко не ясно. Иными словами, может статься, что в российской истории пилотируемой космонавтики МКС действительно останется как процесс, а результат достанется американцам.