Оппозиционер Леопольдо Лопес призвал сторонников продолжать акции протеста. Фото Reuters, кадр из видео YouTube
Неблагоприятное социально-экономическое и политическое положение, сложившееся в Венесуэле, хорошо известно ее ближним и дальним соседям. Этим обстоятельством глубоко озабочено международное сообщество, которое предлагает помощь в преодолении кризиса. Однако большинство усилий внешних игроков наталкивается на упорное сопротивление истеблишмента и пока не приносит позитивного эффекта. Проводимая официальным Каракасом линия поведения привела к изоляции в регионе и мире.
Руководство Организации американских государств (ОАГ), куда входят страны Западного полушария, неоднократно предлагало конфликтующим сторонам сесть за стол переговоров, но встречало негативную реакцию политического руководства Венесуэлы. Власти назвали Луиса Альмагро, возглавляющего ОАГ, «наймитом империализма» и, хлопнув дверью, не дожидаясь исключения, делают упреждающий шаг, пытаясь начать процедуру выхода из организации.
Серьезным ударом по престижу режима стало приостановление членства Венесуэлы в Общем рынке государств юга (Mercosur) и требование стран-участниц восстановить принцип разделения властей, освободить политических заключенных и соблюдать права человека. Поскольку правительство отказывается признавать эти решения, а его политика не соответствует принципам объединения, возможно исключение Венесуэлы и из этой организации. В Союзе южноамериканских наций (Unasur) Венесуэлу поддерживают лишь Боливия и Эквадор. Примечательно, что даже эквадорский президент Рафаэль Корреа, накануне сдачи полномочий высказался за диалог.
Остальные члены Unasur придерживаются иной позиции. Колумбия, в частности, последовательно выступает за конструктивное решение проблемы посредством переговоров и предложила свои услуги. Примерно сходной точки зрения придерживаются лидеры Чили, Уругвая, Аргентины, Бразилии.
Перу после того, как Верховный суд Венесуэлы узурпировал функции законодательной инстанции, отозвала своего посла в этой стране. Позднее президент Педро Пабло Кучински принимал в Лиме председателя Национальной ассамблеи Хулио Борхеса и обсудил с ним ситуацию в стране. В ходе беседы он заявил о намерении присоединиться к группе государств, заинтересованных в мирном, ненасильственном преодолении кризиса.
До последнего времени администрация США занимала осторожную позицию. Однако Дональд Трамп решился на ряд жестких заявлений. В качестве механизмов давления Белый дом использует расширение списка индивидуальных санкций и, возможно, дискредитацию через лояльные СМИ ряда политических деятелей.
В то же русло вписался теплый прием в Овальном кабинете Лилиан Тинтори, супруги видного оппозиционного деятеля Леопольдо Лопеса, который недавно из мест тюремного заключения призвал сторонников продолжить акции протеста. Эту энергичную даму радушно приветствовали и в других странах, демонстрируя солидарность с людьми, сопротивляющимися режиму.
Прагматичную позицию занимает Китай. В 2016 году для снижения риска дефолта он предоставил годичный льготный кредит, в течение которого страна будет погашать только проценты. Но на случай смены власти накануне принятия решения Пекин заручился одобрением парламента.
В отличие от Китая, поддерживающего отношения с лидерами различного толка, российское руководство, считающее Венесуэлу стратегическим союзником, поддерживает правительство. Оппозиция болезненно отреагировала на заявление МИД РФ, где говорилось о сценарии цветной революции, замышляемым радикальным крылом противников режима. Президент Владимир Путин в телефонном разговоре с венесуэльским коллегой обещал ежемесячно поставлять несколько тысяч тонн муки. Наша страна имеет интерес в нефтяной сфере, но в нынешней ситуации следует действовать аккуратно, чтобы не лишиться прибыльного бизнеса.
Тем временем в самой Венесуэле не стихают протесты, полиция применяет слезоточивые газы и пули, растет число убитых и раненых. Пора садиться за стол переговоров при содействии авторитетных зарубежных экспертов, включая и представителей России.