В последнее время много говорится о проблеме картелизации экономики. По подсчетам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), около 1 трлн руб., или 10% всех госзакупок, оказывается в карманах участников картелей. По выявленным сговорам на торгах, ущерб доходит до 40% первоначальной цены контракта. По этой причине картели считаются самым опасным нарушением антимонопольного законодательства. В прошлом году территориальные управления ФАС возбудили 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году (282). При этом более 80% дел (298) – по сговорам на торгах, что почти на треть больше, чем в 2015 году (232).
Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели, широко распространены во всех сферах экономики, в том числе стратегических (гособоронзаказ, строительство и обслуживание дорог, добыча водных биоресурсов, поставка медикаментов и продовольствия). В частности, в 2016 году было выявлено свыше 70 картелей, которые в совокупности охватывали не менее 3 тыс. электронных аукционов по закупкам медикаментов и медтехники в 80 регионах страны. Прибыль их участников исчислялась десятками миллиардов рублей. В числе закупаемых у них лекарств оказались препараты для лечения онкологических заболеваний, ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом В и С.
Специфической чертой антиконкурентных соглашений является участие в них должностных лиц госорганов и учреждений, совершающих различные преступления (получение взяток, хищение, злоупотребление положением) с целью сокрытия или обеспечения заключения (исполнения) таких соглашений. За прошлый год в копилке ФАС оказалось 262 картельных дела с госучастием (в 2015 году – 228).
За последние годы торговые картели заметно видоизменились. Если до 2014 года в одном картеле участвовало не более 10 предприятий, деятельность которых охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015–2016 годах их количество исчислялось уже десятками, а число торгов – сотнями. Сами картели стали все больше смахивать на преступные группировки: структурированность, устойчивость, распределение ролей. Несмотря на это, за 2013–2016 годы полиция возбудила всего 19 уголовных дел по ст.178 УК РФ (Ограничение конкуренции), из которых в суд ушло лишь одно. Отсутствие реального уголовного наказания способствует воспроизводству картелей.
Судебная практика показывает, что подавляющее большинство картельных соглашений касается субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а не крупного бизнеса. Что касается сговоров на торгах, то на крупный бизнес приходится незначительное количество рассмотренных дел. Сохраняются проблемы и с доказыванием существования картеля.
Нарастание картелизации экономики как новый вызов экономической безопасности России требует адекватных мер со стороны государства. Для профилактики этого явления был принят Федеральный закон от 17.04.17 № 74 (вступил в силу 28 апреля), который разграничивает административную ответственность за антимонопольные правонарушения с учетом их общественной опасности. Изменения были внесены в ст. 2.5, 3. 5 и 14. 9 КоАП, а ст. 14. 32 (Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности) была изложена в новой редакции.
Теперь для соглашений в виде картеля устанавливается размер штрафа:
– для должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного до трех лет. Ранее – от 20 до 50 тыс. руб.;
– для юридических лиц – от 0,03 до 0,15 размера выручки от реализации товара, работы или услуги, либо суммы расходов на приобретение товара, но не менее 100 тыс. руб. Прежний штраф был от 0,01 до 0,15 размера выручки.
Для «вертикальных» соглашений размер штрафа составит:
– для должностных лиц – от 15 до 30 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до одного года;
– для юридических лиц – от 0,01 до 0,05 размера выручки от реализации товара либо суммы расходов на его приобретение, но не менее 100 тыс. руб.
Размер штрафа за заключение соглашений органами власти остался в прежнем виде (для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб., или дисквалификация до 3-х лет).
Основной способ получить доказательства картеля – выездная внеплановая проверка. Таких проверок ФАС проводит немного: 59 в 2015 году и 58 в 2016 году. Сейчас за воспрепятствование проверке КоАП РФ предусматривает лишь незначительный штраф (от 5 до 10 тыс. руб.), который отнюдь не дисциплинирует коммерсантов. Уплатить его гораздо выгоднее, чем попасть на оборотный штраф (до 15%), если картель будет доказан.
Для наведения порядка антимонопольщики подготовили поправки в КоАП РФ, ужесточающие штрафные санкции за воспрепятствование проведению проверок или уклонение от них. За такие фокусы компанию оштрафуют от 0,5 до 1% совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 100 тыс. руб. Для должностных лиц штраф составит от 30 до 50 тыс. руб.
К сожалению, монополизм и недобросовестная конкуренция являются старыми болезнями российской экономики, поэтому и лекарство от них в виде административного штрафа вряд ли приведет к оздоровлению государственного организма. Скорее увеличит размер взяток и откатов чиновникам, обслуживающим данную сферу.
|
|