На фото Ахмет Закаев. Фото Gettyimages
На YouTube несколько дней назад был размещен видеоролик «Дудаевцы угрожают чеченцам Германии расправой за грехи». Визуально ролик представляет собой только черный экран. За кадром мужской гортанный голос произносит по-чеченски: «Ассаламу алейкум, дорогие братья и сестры! Здесь в Европе некоторые чеченские женщины и мужчины, похожие на женщин, творят ужасные вещи». Какие же ужасные вещи творят эти вайнахи-эмигранты, покинувшие по разным обстоятельствам Чечню? Чеченки заигрывают с мужчинами другой национальности и выходят за них замуж. Тем самым чеченки отрекаются от нохчалла – морального кодекса чеченца, который каждый вайнах обязан чтить превыше законов государства, где он живет.
Далее закадровый голос выносит приговор чеченцам из германской миграции, которые, желая стать частью европейского общества, восприняли правила общежития Евросоюза. «Эти женщины» и «те существа, которые называют себя чеченцами-мужчинами», а на самом деле «похожи на женщин» – преступники перед чеченским народом. «Но мы всех их «поправим» при любой возможности», – выносит приговор анонимный «судья». По его словам, в Европе есть инициативная группа из морально стойких чеченцев, которая как раз и взяла на себя обет «чистить» ряды земляков. Таких судей пока набралось немного – человек 70 или 80. «Мы вышли, поклявшись на Коране. И не говорите, что вы не знали, что мы не предупреждали». Ролик снабжен русскими субтитрами.
Чеченцы-эмигранты живут за пределами Чечни и России уже третье поколение. Для их детей и внуков язык шейха Мансура и наиба Байсангура все более становится чужим и незнакомым. А язык «русских оккупантов» при этом – необходимым для жизни в диаспоре лингва-франка, и потому речью Пушкина диаспоральный чеченец владеет лучше, чем родной. Русский дубляж – еще и месседж русскоязычной аудитории из России и постсоветского пространства.
Ролик с угрозами был записан и выпущен в аудиторию ресурсом МеdiaChannel NohchiyCho. Нохчи-Чо – самоназвание исторической Чечни, без присоединенных при Хрущеве Надтеречного, Наурского и Шелковского районов – мест исторического компактного проживания терских казаков. Историческая Чечня известна российскому обывателю под именем Ичкерия. Это слово вместе с зеленым флагом, посреди которого красовался лежащий в гордой позе волк, преследовало массовое сознание россиян все 90-е годы, став символом сепаратизма, терроризма и мафиозного беспредела. Когда ичкерийцев стали «мочить в сортире», на Западе образовалось «правительство Чеченской республики Ичкерия в изгнании» во главе с Ахмедом Закаевым. Это самозваное правительство функционирует по сей день, обретаясь то в Дании, то в Британии, то в странах Скандинавии. В мае с.г. Закаев отметился в Брюсселе как организатор и главный спикер конференции «Договор о мире от 12 мая 1997 года – основа разрешения российско-чеченского конфликта». Конференцию посвятили 20-летию договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерия. Этот договор давал Ичкерии фактическую независимость и иммунитет от силовых воздействий Москвы, но при этом обязывал Москву кормить вождей Ичкерии за счет федерального бюджета. Он был денонсирован вторжением Басаева и Хаттаба в Дагестан осенью 1999 года.
Но правительство Закаева уже 20 лет отстаивает легитимность того договора через западные круги. К примеру, через экс-президента Литвы Витаутаса Ландсбергиса – спикера конференции в честь 20-летия договора, организованной при поддержке фламандского отделения католической организации Pax Christi («Мир Христов»). Сочетание «Мира Христова» с вылезшими из небытия призраками лихих 90-х удивило куда более, чем другие участники мероприятия: правозащитница Светлана Ганнушкина, экс-советник президента РФ Андрей Илларионов, писатель Виктор Резун (Суворов), вдова Александра Литвиненко Марина… Ичкерийцы-закаевцы собрали на свою памятную дату тех же самых людей, что были на ичкерийских мероприятиях в предыдущие годы. Повестка тоже не блистала оригинальностью: российская оккупация Чечни, пытки, похищения людей, преследования мусульман… Про пресловутых чеченских геев забыли, но осудили браки юных чеченок с пожилыми мужчинами.
Ничего нового. За исключением того, что в поток давно отработанных тем была вкраплена фраза Ганнушкиной: большинство населения в «оккупированной» Чечне лояльны Рамзану Кадырову и Владимиру Путину. Правозащитницу после этих слов зашикали и освистали.
Такая реакция – демонстрация слабости. «Ичкерия в изгнании» с каждым годом все больше теряет авторитет среди чеченцев-эмигрантов. Что неудивительно. Рамзану Кадырову безо всякой войны удалось добиться для Чечни того, чего хотел в свое время Джохар Дудаев. Кадыров эффективно работает с врагами своего отца. Вдова Аслана Масхадова Кусама более года живет в Чечне. Кто в курсе реалий, тот оценит успех Кадырова. Кусама Масхадова была для своего мужа и Чечни тем же, чем была Раиса Горбачева для последнего генсека и СССР на закате перестройки. Оказавшись в эмиграции, умная и властная вдова Масхадова много лет вела против Кадырова жестокую пропагандистскую войну.
От Закаева уходят и те эмигранты, кто не хочет возвращаться в Чечню. Кто не едет на «джихад» в Сирию, а превращается в европейского обывателя, желая по поводу реалий Чечни только одного – забыть о них раз и навсегда. Этим «предателям» слабеющие закаевцы и направили свою «черную видеометку».