Фото пресс-службы МО РФ
Доклад, с которым министр обороны РФ Сергей Шойгу выступил в среду на парламентском часе в Совете Федерации, предназначался не столько сенаторам, сколько заокеанским партнерам. И они получили вполне внятный месседж: на сегодняшний день российская ядерная триада – авиация, подводный флот и ракетные войска стратегического назначения (РВСН) – уже на 60% оснащена современным вооружением. Даже притом, что военные расходы США в 11 раз больше, России удалось повысить боевые возможности своих Вооруженных сил на 14% и обеспечить стратегический партитет со странами НАТО. Но и это далеко не все «сюрпризы», подготовленные отечественным оборонно-промышленным комплексом.
Уже девять полков РВСН оснащены современными ракетными комплексами «Ярс» (РС-24), которые обладают повышенными возможностями для преодоления противоракетной обороны противника. В 2021 году, как заявил генерал армии Сергей Шойгу, таких полков будет 17. Примерно в эти же сроки ожидается принятие на вооружение межконтинентальной баллистической ракеты РС-28 «Сармат». Это принципиально новая система, которая, в частности, должна заменить имеющий украинские корни ракетный комплекс четвертого поколения Р-36М «Воевода», больше известный на Западе под недвусмысленным названием «Сатана». Одно из преимуществ «Сармата» заключается в том, что в ракете заложена технология «орбитальной бомбардировки», позволяющая наносить удары по территории США в обход развернутых средств ПРО – хоть через Южный полюс.
Примерно в такие же сроки Минобороны РФ планирует начать серийное производство модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2. По форме это практически тот же «Белый лебедь» (Ту-160), прошедший боевую обкатку в Сирии, но с принципиально другим содержанием. Как уточнил глава российского военного ведомства, дополненное и улучшенное «переиздание» воздушного стратега будет способно наносить удары по наземным объектам противника в удаленных стратегических районах без захода в зоны действия систем ПРО и ПВО. Впрочем, боевой потенциал «Белого лебедя» и стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС (по классификации НАТО – «Медведь») полностью еще не исчерпан. Ежегодно проходят модернизацию и возвращаются в строй четыре-пять таких ветеранов холодной войны, получивших на предприятиях ОПК вторую молодость. Например, в прошлом году в Воздушно-космические силы поступили по два модернизированных Ту-160 и Ту-95МС.
При этом генерал Шойгу отметил, что те времена, когда российская авиация преимущественно стояла на приколе, прошли безвозвратно и сомневаться в боевом мастерстве наших пилотов оснований больше нет. «Сравнительный анализ результатов действий в Сирии авиации России и международной коалиции показывает, что наши ВКС, имея в разы меньше самолетов, выполнили в три раза больше боевых вылетов и нанесли в четыре раза больше ракетно-бомбовых ударов», – сообщил министр обороны сенаторам. По его словам, боевой опыт в Сирии получили 86% летного состава ВКС РФ, в том числе 75% экипажей Дальней, 79% оперативно-тактической, 88% Военно-транспортной и 89% армейской авиации. Отсюда и точность попаданий: общепризнанно – хотя Запад от такой статистики не в восторге, – что российская авиация в Сирии действует эффективнее самолетов американской коалиции.
По понятным причинам (и это не технические причины) Россия не стала применять зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф», когда американцы нанесли демонстративный удар «Томагавками» по сирийской авиабазе Шайрат. Но поскольку интерес к этим зенитно-ракетным системам на рынке вооружений не снизился, можно не сомневаться: репутация «Триумфов» не пострадала и никто в их продвинутых боевых возможностях не сомневается. Поэтому не исключено, что заявки Пекина и Дели будут удовлетворены, но не раньше, чем все зенитные полки Вооруженных сил России получат на вооружение С-400. Сегодня таких полков 13.
А на подходе уже новая ЗРС – С-500 «Прометей», поставки в войска которого начнутся с 2020 года. Как утверждают разработчики, в дополнение к возможностям предшественника ЗРС С-500 наделена способностью уничтожать не только самолеты, беспилотники, ракеты средней дальности, гиперзвуковые крылатые ракеты, летящие со скоростью выше пяти скоростей звука, и боеголовки межконтинентальных баллистических ракет, но и низкоорбитальные спутники, а также космические средства поражения, стартующие с гиперзвуковых самолетов и орбитальных платформ. «Могу вас успокоить, – сказал Сергей Шойгу, когда его спросили насчет планов США вывести оружие в космос. – Мы не спим!» Ответил министр обороны и на вопрос, когда начнутся поставки в войска перспективного комплекса фронтовой авиации Т-50. Свое место в боевом строю отечественный истребитель пятого поколения должен занять в 2019 году.
Но это еще далеко не весь боевой ассортимент Минобороны. Как было отмечено в докладе, ускоренными темпами наращиваются и другие возможности неядерного сдерживания – в войска поступает высокоточное оружие наземного, морского и воздушного базирования. «Только за прошлый год соединения воинской части получили 40 носителей высокоточного оружия и 180 крылатых ракет большой дальности. Это позволило на треть увеличить возможности Вооруженных сил по поражению объектов противника», – заявил Сергей Шойгу.
А будет еще больше. После чего, полагают эксперты, Пентагону придется окончательно расстаться с надеждами на безнаказанный мгновенный глобальный удар. Ответ последует гарантированно. И это не пресловутая «русская угроза», а военно-техническая данность. Россия не бряцает оружием, Россия предупреждает…
Вот почему министр обороны Сергей Шойгу дал западным партнерам полезный совет: не зацикливаться на противостоянии, а наконец объединить усилия международного сообщества в борьбе с главной угрозой – терроризмом.