Фото агенства городских новостей "Москва"
Сегодня в области грузового автомобильного транспорта назрели важнейшие инфраструктурные задачи. Они требуют немедленного решения для того, чтобы вывести отрасль на путь устойчивого развития, повысить ее инвестиционную привлекательность, сделать ее по-настоящему современной.
Либерализация грузовых автомобильных перевозок в 2005 году (отмена лицензирования этого вида деятельности), с одной стороны, привела к стремительному росту рынка. Существенно увеличились объемы перевозок (сегодня они, по данным Росстата, составляют 5 млрд т, или более 60% объема грузовых перевозок всеми видами транспорта), число используемой техники (более 6 млн единиц) и количество людей, вовлеченных в эту деятельность (официальная статистика отсутствует, но консервативная оценка – не менее 7–8 млн человек). Суммарный финансовый оборот отрасли составляет, по экспертным оценкам, от 5 трлн до 6 трлн руб. Все это произошло не только в результате быстрого развития автотранспортных компаний, но и за счет роста числа физических лиц, массово выполняющих перевозки грузов практически во всех регионах страны. С другой стороны, рост количественных показателей не сопровождался качественными изменениями.
Сегодняшнее пристальное внимание правительства и общественности к этой отрасли крайне позитивно. В результате происходящих трансформаций, которые носят довольно болезненный характер, наша страна наконец получит современную конкурентоспособную отрасль грузовых автомобильных перевозок, что, в свою очередь, приведет к созданию и поддержанию качественной дорожной сети и, в более широком смысле, наземной транспортной инфраструктуры – подобно тому, как это произошло в развитых странах в середине и конце прошлого века.
Аналогичный процесс шел в конце 90-х – начале 2000-х годов в российском воздушном транспорте. Либерализация рынка авиаперевозок в начале 2000-х годов и связанное с ней бурное развитие авиакомпаний выявило отсталость наземной аэропортовой инфраструктуры, которая полностью перестала соответствовать потребностям и стала серьезно сдерживать развитие отрасли. Устойчивый и быстрорастущий бизнес авиаперевозок, отличающийся большой капиталоемкостью и финансовыми потоками, привлек инвестиции к развитию воздушного транспорта в целом и особенно его наземной инфраструктуры. В результате за последние 15 лет аэропортовая система России радикально улучшилась по сравнению с тем наследством, которое досталось с советских времен.
Но развитие современной транспортной инфраструктуры – это не только строительство аэродромов, дорог, трубопроводов. Ключ к эффективной работе транспортных систем сегодня – внедрение самых современных IT-решений.
Возможно, самой важной, системной задачей для развития рынка автомобильных грузовых перевозок и дорожной отрасли сегодня является внедрение общегосударственной системы весогабаритного контроля. Наличие такой системы позволит обеспечить штатную, долгосрочную эксплуатацию дорожной сети, поддержание парка подвижного состава в качественном состоянии и в конечном счете даст существенную экономию средств в национальной системе грузовых автомобильных перевозок и дорожной отрасли.
Эффективность грузовых перевозок в нашей стране сегодня еще далека от современных мировых стандартов, производительность труда низка, а уровень непроизводительных затрат очень высок. Проверенным способом снижения ежедневных издержек является сокращение и упрощение бюрократических процедур по оформлению перевозочной документации. Повсеместное, на 100%, внедрение электронной грузовой накладной и связанных с ней электронных маршрутных и финансовых документов – методически простой современный способ снижения затрат и повышения эффективности операционной деятельности. В смежной отрасли – грузовых авиационных перевозках – внедрение электронного документооборота, так называемая система e-freight, по оценкам международной ассоциации воздушного транспорта, способна дать годовую экономию более 5 млрд долл. Внедрение единого электронного документооборота существенно повысит уровень организации перевозок, их надежность и качество, устранит ненужные посреднические звенья на грузовом автотранспорте.
Повышение качества бизнеса грузовых перевозок настоятельно требует разработки и внедрения системы допуска перевозчиков на рынок и системы контроля их операционной деятельности. Такое предложение исходит сегодня от многих участников рынка и наконец начинает находить поддержку в правительстве. Очевидно, что этап либерализованного, полностью дерегулированного рынка подходит к концу и ему на смену должен прийти регулируемый рынок. Параметры этого регулирования еще предстоит определить, но ни у кого, похоже, нет сомнений в том, что внедрение системы допуска на рынок будет способствовать унификации условий работы, созданию равных условий для всех участников отрасли и устранению недобросовестной конкуренции.
Создание системы допуска перевозчиков на рынок на базе единого всероссийского реестра автомобильных грузовых перевозчиков представляется вполне реализуемой задачей. Одним из важнейших элементов системы допуска на рынок должна стать комплексная система страхования ответственности перевозчиков, аналогичная той, которая существует в развитых странах. Внедрение современной страховой системы грузовых автомобильных перевозок, в свою очередь, позволит существенно улучшить условия лизинга автомобильной техники, повысив привлекательность российского рынка для крупных международных лизинговых компаний – в первую очередь японских и азиатских, что может серьезно снизить затраты автотранспортных компаний.
Все эти меры вполне реализуемы и явно смогут радикально изменить параметры рынка в лучшую сторону. Для максимально быстрой, корректной и эффективной реализации этих мер необходим ежедневный конструктивный диалог отрасли и властей всех уровней. Только в этом случае мы сможем добиться скорейшего соответствия российских грузовых автомобильных перевозок и дорожной отрасли лучшим мировым стандартам.