Фото Gettyimages
Вашингтон в последние дни существенно активизировал поддержку венесуэльской оппозиции, начав международную медийную кампанию по освобождению «политических заключенных» и проведению досрочных выборов в Венесуэле. В частности, в распространенном Государственным департаментом США докладе о соблюдении прав человека отмечается авторитарный характер правления в Венесуэле.
Между тем избрание Дональда Трампа 45-м президентом США в Каракасе было встречено с воодушевлением. Взятый эксцентричным миллиардером курс на внутреннее развитие и несогласие с позицией предшественника по ряду международных вопросов совпадали с риторикой боливарианского руководства. Глава Венесуэлы Николас Мадуро возлагал большие надежды на нормализацию двусторонних отношений, столь необходимую ему в условиях политического и экономического кризиса в латиноамериканской стране, и защищал американского коллегу от нападок недоброжелателей.
Но уже в первый месяц после инаугурации стало очевидно, что ожидания Мадуро не оправдались. Введение санкций против исполнительного вице-президента Боливарианской Республики Тарека Эль-Айссами и встреча Трампа с Лилиан Тинтори – супругой известного венесуэльского оппозиционера Леопольда Лопеса, лишенного свободы по обвинению в организации протестов в феврале 2014 года, – свидетельствовали о новом витке противостояния между странами. Ко всему прочему американский президент призвал Каракас освободить заключенных, арест которых, по его мнению, носил политический характер.
Столь стремительный переход администрации Трампа в наступление объясняется непростым раскладом сил в его команде и натянутыми отношениями президента с руководством Республиканской и Демократической партий. Нуждающийся в поддержке своих инициатив, хозяин Белого дома готов идти на серьезные уступки вашингтонским «ястребам», в том числе в отношении Венесуэлы. Для значительной части истеблишмента и экспертного сообщества США Каракас остается центром регионального притяжения на антиамериканской основе. При этом избранная Бараком Обамой тактика изоляции латиноамериканской страны зачастую подвергалась критике. Его укоряли за нерешительность и неоправданную мягкость по отношению к правительству Мадуро. Бывший американский высокопоставленный дипломат Роджер Норьега вовсе обвинил Белый дом в препятствовании введению новых санкций против венесуэльских чиновников высокого ранга.
Сегодня в Соединенных Штатах жесткая линия в отношении Венесуэлы набирает все больше сторонников. В частности, 8 февраля 34 члена Конгресса, среди которых были представители обеих ведущих партий, призвали главу государства принять срочные меры против правительства Мадуро. С критикой чавистов выступают влиятельные республиканцы – кандидаты на президентских выборах 2008 и 2012 годов Джон Маккейн и Митт Ромни.
Между тем назначение на пост главы внешнеполитического ведомства бывшего управляющего нефтегазового гиганта ExxonMobil Рэкса Тиллерсона превзошло самые худшие опасения боливарианского руководства. В 2007 году Каракас национализировал активы американской компании. Нельзя исключать, что личные мотивы госсекретаря, который уже заявил о необходимости осуществления «демократического транзита» в Боливарианской Республике, могут сыграть определенную роль при выработке венесуэльской повестки.
Наконец, нажим на правительство Мадуро, вероятно, адресован проживающим в США венесуэльской и кубинской диаспорам, традиционно негативно относящимся к левым режимам. Таким образом, республиканцы пытаются вернуть часть латиноамериканского электората, напуганного антииммигрантскими заявлениями Трампа. Не случайно на встрече главы государства с Тинтори присутствовал сенатор Марко Рубио – американец кубинского происхождения, известный своей непримиримой позицией в отношении Каракаса. Да и сам президент в период избирательной кампании успел раскритиковать боливарианское руководство, пообещав поддержку «угнетенному народу Венесуэлы».
В этих условиях чависты старались лишний раз не провоцировать Белый дом. Нужно отдать должное венесуэльскому лидеру, проявившему несвойственную ему осторожность и воздержавшемуся от критики резких высказываний Трампа по вопросам миграции. Проигнорировал Мадуро и нелицеприятные заявления американца в адрес Фиделя Кастро, сделанные после ухода из жизни многолетнего лидера Кубы. Президент Венесуэлы высказался лишь после введения Вашингтоном санкций против Эль-Айссами, предположив, впрочем, что его коллега подвергся дурному влиянию со стороны окружения.
Беспокойство венесуэльских властей обосновано. Американское правительство обладает широким выбором инструментов давления. При этом серьезные финансовые ограничения скорее всего вводиться не будут. Речь не идет и об организации «экономической войны» против боливарианского правительства, о которой часто говорят чависты. На фоне галопирующей инфляции и дефицита продуктов первой необходимости подрывные действия теряют всякий смысл. При этом Вашингтон может расширить список индивидуальных санкций.
Возрастет международное давление на правительство Мадуро – Трамп уже провел ряд бесед с лидерами стран региона по поводу ситуации в Венесуэле. В Организации американских государств обсуждался вопрос о приостановке членства Боливарианской Республики. При этом сенатор Марко Рубио пригрозил поддерживающим Каракас в ОАГ Доминиканской Республике, Сальвадору и Гаити уменьшением американской помощи.
Нехватка политического опыта и сложный расклад сил в команде американского президента превращают Трампа в непредсказуемого игрока на международной арене. Закрепившийся за хозяином Белого дома образ популиста, занятого внутренним развитием США, может сыграть злую шутку с правительствами, не готовыми к его политическому маневрированию. Впрочем, хуже популиста лишь популист, который исполняет свои обещания, и боливарианцев ждут непростые времена.