Фото с официальной страницы в соцсети
Комментируя ракетный обстрел Сирии, Дмитрий Медведев написал: «Своей военной акцией администрация президента США доказала… свою крайнюю зависимость от мнения вашингтонского истеблишмента… Сразу после его избрания я заметил, что все будет зависеть от того, как быстро сломает предвыборные установки Трампа существующая машина власти. Ей понадобилось два с половиной месяца».
Не будем вступать в дискуссию о том, что именно влияет на президента США – «вашингтонский истеблишмент» или Конгресс США, «существующая машина власти» или записанная в Конституции страны система разделения властей, сдержек и противовесов. Хочется обратить внимание на другое – на один из механизмов, с помощью которых осуществляется влияние на администрацию.
На сегодняшний день мы видим взрывной рост конспирологических настроений в США: впервые в американской истории действующего главу государства напрямую обвиняют в работе на иностранную державу. Обвинения бездоказательны, эмоционально для них довольно простого факта «общения с русскими» – как будто речь идет про нечистую силу. Причем интересно заметить, что наиболее активными «охотниками на ведьм» оказываются самые ярые сторонники свободы и либеральных ценностей.
Парадокс? Ничуть. Подобная ситуация далеко не в первый раз происходит в американской внутренней политике.
В определенном смысле США – одна из самых свободных стран в истории – являются, возможно, также и самым конспирологическим обществом в истории. Самое интересное, что перед нами – две стороны одной медали. Отчасти это запрограммировано тем фактом, что сами США возникли в результате успешного заговора против Британской короны во имя свободы.
Конспирологические настроения всегда были довольно сильны в американском обществе: согласно последним опросам, более половины жителей США подвержены вере в различные заговоры, будь то глобальный заговор с целью убийства президента Кеннеди, инцидент в Розуэлле, участие спецслужб в событиях 11 сентября или всепроникающие русские хакеры.
Для нас звучит парадоксально, что в поддержку теорий заговора зачастую высказывались люди, боровшиеся за свободу, демократию и плюрализм мнений. Однако в американской политической традиции это вполне естественно.
С ведовством и происками дьявола в колониях боролись люди, которые через несколько лет будут приветствовать Декларацию независимости и идеи о естественных гражданских правах человека.
Дело в том, что подобный дуализм был заложен в американском сознании самим исходным для США образом «Града на Холме», находящегося в осаде врагов, и идеей об американской исключительности, которой противостоят различные нечестивцы из внешнего мира. Естественно предположить, что эти «нечестивцы» строят заговоры с целью изнутри разрушить благочестивое общество, которое пытаются построить американцы. Сегодня мы видим нечто подобное в риторике противников Дональда Трампа: по их мнению, избранный президент управляется противниками страны, цель которых уничтожение уникальной американской демократии. Не стоит забывать о том, что и сам термин «охота на ведьм» имеет американское происхождение. Самый знаменитый процесс над «ведьмами» произошел в конце XVII века в городе Салем, штат Массачусетс (будущей колыбели американской революции), в ходе этого процесса 19 женщин были обвинены в колдовстве и дьявольском заговоре и приговорены к смерти.
Позднее, после победы в войне за независимость и распространения в США философии Просвещения и светского гуманизма, тема дьявольских происков отступает на второй план и уступает место козням Католической церкви, а также иностранных держав, в первую очередь Британии, а потом и Испании. Именно так произошло во время знаменитых процессов над афроамериканцами, которых обвинили в поджогах в Нью-Йорке в середине XVIII века.
Поиск внешних врагов и их внутренней агентуры нам знаком не понаслышке. Но вот вопрос: почему же в США это не привело к государственной паранойе и полицейскому государству? Как с этой конспирологией сочетается открытое общество?
Дело в том, что как раз в американской конспирологии содержалось и противоядие против полицейского государства. Одной из главных магистральных тем американской конспирологии всегда являлся заговор правительства против собственных граждан с целью ограничения их свобод и даже установления в США монархического правления. Презумпция вины правительства перед обществом – стержневая идея американского общественного сознания. Таким образом, конспирология работала на укрепление демократии в стране.
Позднее, в эпоху Промышленной революции, к заговору правительства примкнул и зарождающийся крупный бизнес. Таким образом, конспирология всегда очень оперативно реагировала на изменение конъюнктуры.
Последний до недавнего времени острый всплеск конспирологии можно было наблюдать в США после окончания Второй мировой войны. В особенности в этот период выделяется теория коммунистического заговора против Америки, развивавшаяся с началом холодной войны. Чуть ли не впервые конспирология была организационно оформлена в виде Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Однако в условиях открытого общества быстро нашлись люди, которые начали кампанию против сенатора от Висконсина Джозефа Маккарти, который являлся лицом антикоммунистической истерии в стране. Его обвиняли как раз в том, что маккартизм – это и есть заговор против американских свобод.
Таким образом, конспирология – механизм, который в разных системах дает разный результат. Если в парадигме закрытого общества конспирология – особенно государственная – является важнейшим механизмом, усиливающим эту закрытость, то в открытом обществе конспирология зачастую может быть важным механизмом, работающим на открытость общества.
Думается, при всем уродстве сегодняшней «охоты на ведьм» в конечном счете мы становимся свидетелями очередного этапа «борьбы за свободу».