Фото Gettyimages
В последние десять лет много говорят о кризисе немецкой социал-демократии. Повод для таких разговоров действительно есть. До февраля 2017 года позиции канцлера Ангелы Меркель и партий Союза ХДС/ХСС на протяжении последних 12 лет (а именно столько она канцлер) были незыблемы. Именно в период правления Меркель партийная система Германии, в которой традиционно доминировали ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), эволюционировала в систему с одной доминирующей силой – ХДС/ХСС.
Популярность социал-демократов уменьшилась в связи с реализацией правительством канцлера Герхарда Шредера назревших, но болезненных реформ в социальной сфере (AGENDA – 2010 и AGENDA-2020). По иронии судьбы плоды (оживление экономики и рынка труда) эти реформы начали давать уже после ухода Шредера и принесли дивиденды Меркель.
Основной причиной серьезного отставания СДПГ от ХДС/ХСС в последние 10-12 лет является сама Меркель. Она сочетает в себе качества спокойного, компетентного, работоспособного и умного политика, с одной стороны, а с другой – чуткого политического игрока, который знает, когда нужно взять паузу, а когда – решительно действовать.
В годы правления коалиции ХДС/ХСС и СДПГ (2005-2009 гг.) общество воспринимало успехи правительства, в первую очередь, как успехи ХДС/ХСС, а не СДПГ. В результате – худший результат на выборах СДПГ в истории (лишь 23%). В период правления христианско-либеральной коалиции ХДС/ХСС и СвДП (2009-2013 гг.) успехи правительства в экономике, в том числе и в деле преодоления долгового кризиса в еврозоне, также ассоциировались у избирателя исключительно с Меркель и с Союзом ХДС/ХСС, а не с младшим партнером по коалиции. Как итог – СвДП впервые не прошла в бундестаг.
СДПГ и ХДС/ХСС, пребывая во власти, значительно сблизили политические платформы. Социал-демократы при Шредере эволюционировали вправо, а Союз ХДС/ХСС при Меркель – влево. Пытаясь вернуть утраченные позиции, руководство СДПГ делает попытки повернуть влево. Эти действия выглядели довольно противоречиво. Та, Гамбургская программа СДПГ 2007 года провозглашала главной целью социал-демократов, ни много ни мало, построение демократического социализма. Но в том же году три авторитетных политика партии – Франк-Вальтер Штайнмайер, Пеер Штайнбрюк и Маттиас Платцек – издают книгу, в которой оправдывают проведение реформ „AGENDA 2010“ Г. Шредером и выступают за их продолжение. Такие противоречивые действия СДПГ были еще одной причиной плачевного результата партии в 2009-м.
Спустя четыре года рейтинг ХДС/ХСС и лично Меркель был так высок, что мало кто даже из числа самих социал-демократов верил в то, что партия получит своего канцлера. Кандидат от СДПГ Штайнбрюк представлял правое, или либеральное крыло в партии, поэтому он не являлся идеальным кандидатом для всех социал-демократов. Его довольно агрессивная манера вести предвыборную борьбу и бескомпромиссное отношение к возможной работе в коалиции с Меркель привели социал-демократов к той же большой коалиции на правах младшего партнера. Можно сказать, что Штайнбрюк взял на себя роль политического самоубийцы.
Нынешнее правительство большой коалиции также не добавляло пунктов СДПГ. До конца января 2017-го рейтинг партии находился на уровне около 25 %. Однако руководство СДПГ в год выборов пошло ва-банк.
Новость о том, что Мартин Шульц покидает пост председателя Европарламента для того, чтобы возглавить СДПГ на предстоящих выборах и бороться с Меркель за пост канцлера, оживила политическую борьбу и резко повысила поддержку СДПГ в Германии. За один месяц, февраль, СДПГ в соцопросах совершила ошеломительный рывок с 21 % до 33 % и сравнялась по уровню поддержки с ХДС/ХСС. Теперь в борьбе Меркель и Шульца за пост канцлера шансы примерно равны, хотя еще в начале января мало кто мог представить какую-либо альтернативу Меркель. После объявления Шульца кандидатом от СДПГ социал-демократы пополнились 10 тыс. новых членов. Кандидатом Шульца единогласно утвердили на съезде СДПГ. Этот эффект политические обозреватели назвали «эффектом Шульца».
Почему из Европарламента призвали Шульца, а не сделали ставку на многолетнего председателя партии Зигмара Габриэля? Потому что Шульц действительно хочет быть канцлером и настроен очень решительно. Вряд ли кто-нибудь стал отказываться от поста председателя Европарламента ради участия в кампании, в которой не рассчитываешь победить.
Почему СДПГ не пошло на такой решительный шаг в 2013-м, когда Штайнбрюк, по сути, играл роль статиста? Потому что тогда не было усталости от Меркель. Сейчас же много нейтрального электората хочет победы Шульца, так как 12 лет, по их мнению, для правления Меркель вполне достаточно. Несмотря на то, что в Германии многие положительно относятся к практике приема беженцев, миграционный кризис стал демонстрацией того, что Меркель в некоторых вопросах политики демонстрирует самоуверенность, результаты которой потом приходится исправлять. Это тоже повышает усталость от Меркель в обществе.
Помимо усталости от действующего канцлера СДПГ хочет использовать традиционную для себя социальную тематику в предвыборной борьбе. Так или иначе, но разделение социал-демократов на правых и левых остается. Если попытки апеллировать к социальной тематике 8 лет и 4 года назад не принесли желаемого результата, потому что кандидаты Штайнмайер и Штайнбрюк были известны своей поддержкой реформ Шредера, то в случае с Шульцем ситуация иная. Он борется за солидарность, справедливость и против неолиберальной экономики. Шульц призывает к пересмотру реформ „AGENDA – 2010“ в сторону усиления социальной защиты.
Сейчас шансы на то, чтобы стать канцлером у Меркель и Шульца примерно равны. Важным вопросом остаются возможные варианты правящей коалиции. Все будет зависеть от политической борьбы в оставшиеся пять месяцев.
Политическая культура в ФРГ, как и уровень политиков, очень высоки, поэтому избирательная кампания идет чисто и без скандалов (по крайней мере, по состоянию на сегодняшний день). Но, независимо от того, кто станет канцлером, основные направления внутренней и внешней политики Германии останутся прежними. И социал-демократы, и консерваторы будут стараться находить баланс между экономическим ростом страны и социальной защитой населения.