Фото Gettyimages
Впервые в истории «Роснефть» начала бурение на континентальном шельфе Восточной Арктики. Скважина Центрально-Ольгинская – самая северная на шельфе: расположена в Заполярье, на 73-й широте, на юго-западном побережье моря Лаптевых. До ближайшего населенного пункта – Хатанги – 350 км (примерно половина расстояния от Москвы до Санкт-Петербурга), средняя температура во время проведения работ – ниже 26 градусов Цельсия.
Несмотря на отсутствие морских портов и исключительно короткую – всего два месяца – навигацию, из Архангельска на расстояние 3,6 тыс. км было переброшено более 8 тыс. т грузов. Подготовительные работы были проведены круглогодичной научной станцией «Роснефти», развернутой недалеко от места бурения в прошлом году.
Сейсморазведочные работы, проведенные в фантастически короткие сроки – менее чем за полтора года после получения «Роснефтью» лицензии (при этом лицензионные обязательства были превышены в 2–2,5 раза), – выявили на шельфе моря Лаптевых вчетверо больше перспективных структур, чем предполагалось: 114 вместо 28. С 2014 по 2017 год объемы сейсморазведки, проводимые «Роснефтью», превысят сделанное за предыдущие 30 лет изучения региона. Центрально-Ольгинская – поисково-разведочная скважина: ее цель – подтвердить наличие нефти и газа и уже с высокой точностью оценить количество ресурсов.
Для снижения издержек в тяжелых климатических условиях бурение шельфа ведется с берега; «Роснефть» освоила эту технологию на Сахалине. Проектная глубина Центрально-Ольгинской – до 5 км. Существенно, что бурение ведется собственной структурой «Роснефти», а не сторонними (и тем более не иностранными) сервисными компаниями.
До 2021 года «Роснефть» планирует пробурить четыре поисково-разведочные скважины в Восточной Арктике, на шельфе моря Лаптевых, и восемь скважин в Западной Арктике, на шельфе Баренцева и Карского морей.
Сейчас «Роснефти» принадлежит 28 лицензионных участков на арктическом шельфе с запасами, оцениваемыми в 34 млрд т нефтяного эквивалента. В последние пять лет компания вложила в освоение арктического шельфа около 100 млрд руб., в 2017–2021 годах эти инвестиции вырастут в 2,5 раза. Таким образом, «Роснефть» предвосхищает мировую динамику: по прогнозам инвестбанков, инвестиции в добычу на шельфе восстановятся после падения 2015–2016 годов лишь в 2019 году. Благодаря усилиям «Роснефти» к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать 20–30% всей отечественной добычи нефти.
Причина такой активности, на уровне практической работы означающей массовый и постоянный подвиг, – превращение (в условиях очевидного провала надежд на «альтернативную энергетику») арктического шельфа, этой последней нетронутой нефтегазовой кладовой, в главный фактор развития мировой энергетики, в ключ к будущему человечества.
В 2014 году главным событием для мировой нефтегазовой отрасли стало открытие колоссального месторождения «Победа» в Карском море, в Западной Арктике, – и уже тогда было ясно, что это лишь начало качественно нового процесса. Не случайно Тиллерсон, нынешний госсекретарь США, будучи главой ExxonMobil, в 2015 году в получившем широкую известность докладе подробно обосновал тезис о том, что российская Арктика является главной надеждой мировой энергетики.
Открытие новых запасов нефти и газа, пусть и в труднодоступных условиях, даже до начала их масштабного освоения качественно укрепляет позиции России на мировых рынках, а значит – и в современной политике, повышает капитализацию страны и ее устойчивость.
Интересно, что освоение шельфа Восточной Арктики началось раньше более простого с технологической точки зрения освоения предшельфового участка. Вероятно, причина заключается в характере собственности: лицензия на последний была получена пусть и крупнейшей и эффективной, но частной нефтяной компанией. А частная собственность оставляет по сравнению с государственной значительно меньше возможностей концентрации усилий на ключевых стратегических направлениях. И, как бы ни хотелось тому же ЛУКОЙЛу предстать в роли «национального чемпиона», нельзя забывать, что по итогам 2016 года более трети капвложений этой компании приходится на заграничные проекты. В то время как более 90% капитальных вложений «Роснефти» осуществляется в России, что снимает все вопросы о том, почему именно эта компания осуществляет государственную задачу по освоению арктического шельфа.
Президент Владимир Путин особо отметил важность освоения Арктики госкомпаниями: «У нас на арктическом шельфе в море находится огромное количество еще нераспечатанных запасов. И исходя из огромной ценности и важности этих запасов углеводородного сырья, именно компаниям с преимущественным участием государства разрешено осуществлять соответствующую работу. Эти преимущества компания «Роснефть», безусловно, должна использовать самым наилучшим образом».