Фото Gettyimages
Все 25 лет независимости Украина живет в режиме «хвост виляет собакой». Самый большой «друг» России Леонид Кучма еще в 2003 году написал книгу «Украина не Россия», на презентации которой ее главным восторженным критиком выступил посол России в Киеве Виктор Черномырдин. Спустя 10 лет на «евромайдане» призыв, изложенный Кучмой, был реализован на практике в меру его понимания западно-украинскими активистами.
После «русской весны» эта догма Кучмы стала базой для построения нового украинского государства. Без Крыма и (частично) Донбасса. Начался период, упорно именуемый всеми официальными лицами и «проевропейскими» СМИ новой Украины «противостоянием российской агрессии/борьбой с российско-террористическими войсками».
Три года продолжается уверенная промывка мозгов населения, практически уже отчаявшегося в необходимости терпеть все лишения и трудности в процессе «войны с оккупантом». Верховная Рада, не более чем на треть соответствующая, на сегодняшний день, предпочтениям украинцев, продолжает нагнетать алармистскую истерию. Украинские радикалы, исходящие из принципа «нельзя торговать с агрессором», де-факто диктуют повестку дня власти, которая все чаще опаздывает перехватывать у них инициативу.
Решение украинского Совбеза о полной транспортной блокаде Донбасса и планируемый в ближайшее время фактический запрет на работу банков с российским участием, инициируемый Службой безопасности Украины (СБУ), есть не что иное, как отчаянная попытка спастись в ситуации захвата уже нескольких государственных администраций на Западной Украине (Винница, Луцк, Ровно). Петр Порошенко страшно не хочет повторять судьбу Виктора Януковича, а ведь именно с захватов административных зданий в Галичине начался крах предыдущего украинского президента. Ирония истории заключается как раз в том, что вначале украинские радикалы с грациозностью обезьяны жонглируют понятиями «блокада Донбасса», «война с Россией», «отпор оккупанту», а потом эти, фейковые прежде, угрозы неизбежно материализуются в жестокую реальность. Выдуманный в недрах СБУ в качестве очередной страшилки для населения план «Шатун», приписываемый Кремлю, по дестабилизации ситуации на окраинах Украины неумолимо воплощается в жизнь.
В то же время Минские соглашения, в очередной раз попранные Киевом решением о транспортной блокаде Донбассе, чем дальше, тем больше раскачивают ситуацию в Незалежной. Нельзя не оценить прозорливость инициаторов блокады. Ведь блокада Донбасса отдельными «активистами» началась, в том числе, в контексте недопущения реализации Минских соглашений. И вот уже парад поддерживающих блокаду регионов докатился до Киева. В результате отпущенные главой непризнанной ДНР Александром Захарченко 60 дней до экономического краха Украины все больше походят на правду.
Какие действия может предпринять в связи с этим киевская власть? Порошенко оценил утраченные в Донбассе предприятия в 2 млрд долл. Скорее всего, эту сумму власти Украины и захотят компенсировать. Какими методами? Уже знакомой национализацией украинских дочек российских банков – Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка. Благо, опыт национализации Приватбанка есть. Готовы ли к этому российские банкиры? Хороший вопрос, особенно с учетом того, что ВТБ и Сбербанк до сих пор не работают в российском Крыму.
Последние три года Украина живет в режиме непрекращающегося «флеш-моба». Определение «спонтанная толпа» подходит как «евромайдану», так и всем последующим действиям украинской власти, удобно прикрывающейся радикалами для решения незаконными методами насущных задач. Другое дело, что «флеш-моб» этот давно стал отчетливо кровавым. И участниками его, пусть и помимо воли, становятся российские банки. Один Сбербанк путем докапитализации по итогам 2016 года вложил почти две трети от общего количества иностранных инвестиций в экономику Украины. Но, вероятно, дальше вкладывать будет теперь затруднительно.