И старой кляче доброе слово приятно. Джордж Морланд. «Старые лошади с собакой в конюшне». Ок. 1791.
Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен
Старость – не радость, кто только над ней не куражился, от Ильфа и Петрова до самого Уильяма Шекспира. И что бедному старику остается? Только печально пошутить, как поэт Василий Борисов:
Вот старичок и жизнь
прожил…
Остался, в общем-то, доволен,
но только в старости дружил
с одной природой неживою:
с базальтом серым, как
штаны,
асфальтом пыльненьким,
невзрачным,
и все бы это было мрачным,
когда бы не было смешным
и грустным.
Заболоцкий писал про старость так: «Хочет пить – не нравятся ей вина, хочет есть – кусок не лезет в рот». Хочет перечитать любимые с юности стихи, открывает томик Александра Блока на случайной странице и вместо прежнего наслаждения так вдруг раздражается, аж трясется! Читает и глазам своим не верит: неужели это когда-то нравилось?
А и правда, ведь нравилось. А теперь? Что он пишет, что за бесстыдные откровения? Блок пишет: «Устал я шататься/ Промозглым туманом дышать,/ В чужих зеркалах отражаться/ И женщин чужих целовать».
Где взять силы, чтоб прочитать такое и не удавиться? Не от зависти, нет. Хотя, кто знает, может, и от нее.
О чем он печалится? Что женщины ему что-то позволяют, еще глядят на него и улыбаются ему?
Пусть этот молодой человек почитает то, что пишет Михаил Зощенко:
«Иду я раз однажды по улице и вдруг замечаю, что на меня женщины не смотрят.
Бывало, раньше выйдешь на улицу этаким, как говорится, кандебобером, а на тебя смотрят, посылают воздушные взгляды, сочувственные улыбки, смешки и ужимки.
А тут вдруг вижу – ничего подобного!
Вот это, думаю, жалко! Все-таки, думаю, женщина играет некоторую роль в личной жизни».
И что он только ни предпринимал, этот зощенковский персонаж, чтоб как-то исправить положение: и заниматься спортом, и одеваться по последней моде, и ничего ему не помогло:
«Я выхожу на Тверской бульвар и выступаю, как дрессированный верблюд. Я хожу туда и сюда, вращаю плечами и делаю па ногами.
Женщины искоса поглядывают на меня со смешанным чувством удивления и страха.
Мужчины – те смотрят менее косо. Раздаются ихние замечания, грубые и некультурные замечания людей, не понимающих всей ситуации.
Там и сям слышу фразы:
– Эво, какое чучело! Поглядите, как, подлец, нарядился! Как, – говорят, – ему не стыдно? Навернул на себя три километра материи.
Меня осыпают насмешками и хохочут надо мной».
Очутившись в милиции в результате своих чрезмерно активных действий, направленных на завоевание женской симпатии, он вдруг прозревает от одного простого вопроса, который ему там задают: «А когда меня, между прочим, спрашивают, сколько мне лет, я называю цифру и вдруг от этой почти трехзначной цифры прихожу в содрогание».
Так герой Зощенко понял, что к чему, а поэт еще не понял.
Ничего, поживет, поймет и он, – думает ехидная старость. И напишет потом что-нибудь вроде того, что его предшественник, поэт Афанасий Фет:
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.
О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?
Но самое грустное, как заметил один мудрец, что старость тоже кончается. Когда-то Владимир Маяковский нашел для умирающей лошади хорошие слова. Услышав их, эта несчастная лежащая на дороге кляча вскочила с земли, «ржанула и пошла»: «И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».
Но ведь эти самые старики иногда пишут такие стихи, что стоит склонить перед ними головы. Например, читаем у Анны Ахматовой:
Здесь всё меня переживет,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов
еще светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Ох уж эта самоуверенная молодежь!.. Самое время спросить ее, как когда-то Маяковский: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать