Не хотите принять участие? Не надо. В пьянстве нет ничего хорошего. Александр Трифонов. Шахматы. 2021
Тема, конечно, неисчерпаемая. И все же коснемся ее. Хотя бы слегка. Вот Иннокентий Анненский:
Муть вина, нагие кости,
Пепел стынущих сигар,
На губах – отрава злости,
В сердце – скуки перегар…
У Александра Блока все еще хуже. Жуть беспробудности дышит в стихотворении Блока:
Грешить бесстыдно,
непробудно,
Счет потерять ночам
и дням,
И, с головой от хмеля
трудной,
Пройти сторонкой в божий
храм.
Похмельная гарь, оседая в мозгу, заставляет чувствовать стыд с утроенной силой. Проедающий сознание стыд вдруг заменяет бытие и сознание. Да, страшно и жутко. Гулко гудит в голове, и человек, искавший Бога, предпочитает ему опьянение. Хотя все равно ползет, весь разбитый, в Божий храм.
Иначе у Пушкина. Его хмель радостен:
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные
девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Такое вино не сулит ничего страшного. Оно не перейдет в есенинский крик:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась
эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным
полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Тут алкоголь, как и у Блока, сплошной и страшный. И материализуется черный человек из каких-то потусторонних слоев, и диктует он, черный, поэму. Но стоило ли сжечь себя алкоголем? Даже для того, чтобы так написать.
Николай Глазков ближе к Пушкину. Вот его четверостишие, финал, думаю, будет знаком многим:
Из рюмочек хрустальных
и стеклянных
Я коньяки и вина часто пью,
Но не люблю, не уважаю
пьяных,
А трезвенников – тоже
не люблю!
А вот Галич серьезен. Человек, сидящий в кабаке под облаками, заказывает еще «коньячку» – с сакральным отчаянием выжившего, выбравшегося оттуда, откуда не многим удается:
До сих пор в глазах –
снега наст!
До сих пор в ушах – шмона
гам!..
Эй, подайте мне ананас
И коньячку еще двести
грамм!
Да, разное вино вспыхивает на площадях и улицах русской поэзии. У Игоря Северянина все пошловато-эстетски. Наверное, специально, чтобы Лев Толстой, грозно глянув, заругал:
Вонзите штопор в упругость
пробки, –
И взоры женщин не будут
робки!..
У Мандельштама вино дается отстраненно. Мандельштам – поэт античного мрамора и мистически-двойственных форм. Вот вино в поэзии Мандельштама:
В таверне воровская шайка
Всю ночь играла в домино.
Пришла с яичницей хозяйка,
Монахи выпили вино.
Алкогольное неистовство Владимира Высоцкого расходилось такими завораживающими историями, что до сих пор завораживает:
Считать по нашему,
мы выпили немного.
Не вру, ей-богу. Скажи, Серега!
И если б водку гнать
не из опилок,
То что б нам было с пяти
бутылок?
Вторую пили близ прилавка
в закуточке,
Но это были еще цветочки,
Потом в скверу, где детские
грибочки,
Потом не помню – дошел
до точки…
Не хотите принять участие? Не надо. В пьянстве нет ничего хорошего. И Омар Хайям нам не указ. Может быть, под опьянением он вообще подразумевал что-то вроде божественного экстаза. Кто знает.
комментарии(0)