0
300

30.10.2024 20:30:00

Над ним луч солнца золотой

Где именно Михаил Лермонтов написал акварель «Морской вид с парусной лодкой»

Тэги: лермонтов, море, поэзия, искусство


лермонтов, море, поэзия, искусство В тумане моря голубом!.. Михаил Лермонтов. Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. Между 1828 и 1831 годами. Центральная районная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, СПб

В октябре мы отмечали 210 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга, а также и талантливого художника Михаила Лермонтова. Вместе с уникальным литературным, живописным наследием он оставил и немало загадок. Ученые, а также почитатели русской словесности разгадывают их до сих пор. Одна из тайн связана с акварелью, написанной совсем еще юным Лермонтовым предположительно в 1828–1831 годах. Рисунок имеет условное название «Морской вид с парусной лодкой». Московские специалисты считают, что эта работа была создана в тамошних краях. Белокаменный, загадочный, сказочный город на высоких берегах – конечно же, может быть только Москвой. Петербургские лермонтоведы убеждены в другом: романтический пейзаж – не иначе как Финский залив.

Точку в давнем споре решила поставить исследовательница, главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, кандидат исторических наук, член Московского межрегионального лермонтовского общества, автор ряда работ по лермонтоведению и истории Северного Кавказа Екатерина Соснина. Мы встретились с Екатериной Леонидовной в Пятигорске, в бывшем доме генерала Петра Верзилина, атамана Кавказского казачьего линейного войска. Летом 1841 года Лермонтов нередко бывал в гостях у Верзилина. В этом доме произошла роковая ссора с Николаем Мартыновым, здесь же поэт был вызван на дуэль. Сейчас генеральский дом – часть пятигорского музея-заповедника, куда приезжают люди из всех городов России.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

«Эти знаменитые лермонтовские строки многие из нас знают еще с детства, – рассказывает Екатерина Соснина. – Стихотворение «Парус», как свидетельствовал сам Лермонтов, пришло к нему «на берегу моря», в те дни 1832 года, когда в Царском Селе (ныне – город Пушкин) проходили его первые военные учения. Указывается даже точное место – поэт приехал в Петергоф, и стихи возникли у дворца Монплезир, где открывается красивый морской вид. То есть в географии этого стихотворения сомнений нет. А вот по написанному ранее рисунку дискуссии в лермонтоведческой среде ведутся уже не одно десятилетие. У каждой из сторон свои аргументы, но вопрос так и оставался открытым».

В последние годы Екатерина Соснина много работает над живописным творчеством Лермонтова. До наших дней, как известно, дошло 13 написанных маслом картин – большинство из них посвящено кавказской теме, – а также около 60 акварелей и более 300 графических рисунков и набросков. Атрибуция некоторых его рисунков ведется до сих пор.

«Мне давно хотелось понять, где же был создан «Морской вид с парусной лодкой», – продолжает рассказ Екатерина Соснина. – Я оттолкнулась от первой строки «Паруса». Она восходит к поэме литератора, декабриста Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:

Белеет парус одинокий,

Как лебединое крыло,

И грустен путник ясноокий;

У ног колчан, в руках весло.

Главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске считает, что этот писатель оказал на Лермонтова большое влияние. У Бестужева-Марлинского есть другое произведение, «Изменник», в котором он также обращается к историческому прошлому России. В нем описывается Плещеево озеро и его берега.

В минувшем сентябре Екатерина Соснина побывала в исследовательской экспедиции в Ярославской области, в городе Переславле-Залесском, основанном князем Юрием Долгоруким, к слову, раньше Москвы. Уже в те времена это был крупный культурный и религиозный центр. И в этом городке она вдруг четко увидела, что на рисунке Михаила Лермонтова – Плещеево озеро, которое так огромно, что и правда похоже на море. А изображенный город – не что иное, как старейший в нашей стране Никитский монастырь. Его в свое время посещал царь Иван Грозный и рассматривал как одну из важнейших крепостей. Соснина смогла даже проследить, в какой точке Переславля-Залесского Лермонтов взял вид на монастырь. Чтобы это понять, всего-то надо было пройти его дорогами. На рисунке, как уверена исследовательница, изображено Плещеево озеро.

«Там, на его берегах, возникло ощущение, что перед тобой проходит вся история Руси. Там и Иван Грозный, и Петр Великий, который совсем еще молодым человеком ездил туда, чтобы построить свою потешную флотилию. Сейчас в Переславле-Залесском стоит памятник Петру Первому, – говорит Екатерина Соснина. – Корабли этой флотилии сгорели во время пожара. Уцелел только один ботик Петра под названием «Фортуна». В наши дни его копии спускают на воду. Они плывут по озеру точно как парусная лодочка на рисунке Лермонтова. И он как бы ведет с нами, сегодняшними, свой диалог…»

По результатам творческой поездки исследовательница подготовила доклад, который был прочитан на юбилейных лермонтовских конференциях.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Назовем это созвездием Вечной Козы

Назовем это созвездием Вечной Козы

Ирина Осинцова

Так странно купаться среди развалин домов, ушедших под воду много веков назад

0
3806
Станет ли Гораций общаться с котом

Станет ли Гораций общаться с котом

Александр Балтин

О чем беседовали Пушкин и Василий Щастный, мог ли Маяковский читать Бродского, а Чехов – Кафку

0
1115
Закаленная в серном огне

Закаленная в серном огне

Виктор Коллегорский

Поэт Лев Мей и его изумительная «Плясунья»

1
3462
Одари меня Римом седьмым

Одари меня Римом седьмым

Виктор Коллегорский

К 140-летию со дня рождения Николая Клюева

2
3470

Другие новости