0
4435

16.10.2024 20:30:00

Кто там шагает правой…

ЛЕФ выпрыгнул из штанов футуризма и вместе со всеми остальными и прочими влился в соцреализм

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Е. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: леф, маяковский, брик, революция, искусство, коммунизм


леф, маяковский, брик, революция, искусство, коммунизм После Октября искусство сначала цвело и бурлило, а потом сникло… Борис Кустодиев. Октябрь в Петрограде. 1927. ГТГ

В 20-е годы в стране победившего Октября существовало множество литературных групп и объединений – от идеологически выверенного Пролеткульта (Богданов, Гастев, Казин; в одной из резолюций «Пролетариат и искусство» говорилось: «Искусство организует посредством живых образов социальный опыт не только в сфере познания, но также в сфере чувства и стремлений. Вследствие этого оно самое могущественное орудие организации коллективных сил, в обществе классовом – сил классовых») до авангардных конструктивистов (Сельвинский, Зелинский, Агапов; группа объясняла, что конструктивизм «не есть течение в искусстве, как думают многие… конструктивизм отрицает искусство как продукт буржуазной культуры… задачей конструктивизма является организация коммунистического быта через создание конструктивного человека»).

От интеллигентных «Серапионовых братьев» (Лунц, Зощенко, Каверин; в манифесте группы говорилось: «Мы назвались Серапионовыми братьями, потому что не хотим принуждения и скуки, не хотим, чтобы все писали одинаково, хотя бы и в подражание Гофману») до анархиствующих ничевоков (Березарк, Эрберг, Николаева; в 20-м году в своем «Декрете» обратились к городу и миру: «Ничего не пишите! // Ничего не читайте! // Ничего не говорите! // Ничего не печатайте!»).

От непримиримого «Октября» (Лелевич, Безыменский, Тарасов-Родионов; задачей группы, декларировали «октябристы», «является не культивирование форм, существующих в буржуазной литературе… а разработка и выявление новых принципов и типов формы путем практического овладения старыми литературными формами и преобразования их новым классово-пролетарским содержанием… в результате чего должна создаться новая синтетическая форма пролетарской литературы») до мистических «Скифов» (Иванов-Разумник, Шестов, Петров-Водкин, Блок, который писал: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. / Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, // С раскосыми и жадными очами!»).

Весной 1923-го в этот разноголосый хор – каждый пел на свой лад – ворвался ЛЕФ (Левый фронт искусств) – так назвали себя предводительствуемые Владимиром Маяковским, бывшие футуристы – поэты, критики и теоретики искусства Николай Асеев, Борис Кушнер, Сергей Третьяков, Борис Арватов и Николай Чужак.

Новый голос был громок, звучен и яростен.

Четко и вразумительно объяснил – «кто мы и откуда».

Честно рассказал, с кем и за что будет бороться.

Ничтоже сумняшеся объявив себя единственным – настоящим представителем революционного искусства.

Откуда ноги растут («Шинель» Гоголя и штаны футуризма)

Есть известное выражение: все русские писатели вышли из «Шинели» Гоголя.

ЛЕФ выпрыгнул из штанов футуризма. Три самых значительных теоретика «фронта» заявили – Маяковский: «ЛЕФ есть объединение работников левого фронта, ведущих свою линию от старых футуристов»; Сергей Третьяков: «Мы, ЛЕФы, ведем свое начало от «Пощечины общественному вкусу»; Осип Брик: «Мы – футуристы».

Футуризм рассматривали не только как художественное течение или школу – замахивались на большее, считали себя общественным движением. А Николай Горлов, тоже ходивший в лефовских теоретиках, шел еще дальше – полемизируя с Троцким, соотносил его с марксизмом: «Футуризм (революционное искусство) так же, как и марксизм (революционная наука), предназначен по своей природе питать революцию».

Если до Октября 17-го футуристы говорили: «Искусство – это нарушение шаблона», то после взятия Смольного утверждали, что грань между искусством и действительностью уничтожена: нарушать нечего, сама жизнь должна быть окрашена искусством. Которое предлагалось не «творить», а «делать» – отсюда «производственное искусство». Отсюда и так называемый социальный заказ, придуманный Бриком и подхваченный всеми лефовцами: художник творит не по своей воле, а по заказу пролетарского государства, обслуживая текущие запросы современности.

Не являются органами (письмо в ЦК)

Есть такое выражение – человек-оркестр.

Применительно к искусству – человек, который в этом самом искусстве, в разных его видах может делать многое.

Маяковский был человек-вселенная – он был поэтом, писал пьесы, статьи, снимался в кино по сценариям, им же написанным и им же поставленным, рисовал не только Репина и свою любимую Лиличку, но и плакаты, и карикатуры, обложки книг, и рекламировал все – от детских сосок («Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет») до «Трехгорного» пива» («Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу, и самогон».

В поэтах-футуристах ходил до Октября 1917 – и остался им после.

Но считал себя и теоретиком нового искусства.

Для выражения своих взглядов нужен был журнал. Разрешение на издание можно было получить в агитотделе ЦК РКП(б), куда Маяковский и обратился в начале января 1923 года с заявлением, в котором просил разрешить ему издание журнала Левого фронта искусств – «ЛЕФ».

По существующим бюрократическим правилам необходимо было представить план издания.

Маяковский представил, четко, кратко и понятно объяснил, почему группа должна издавать журнал, и сформулировал его цели:

«Почему мы должны издавать собственный журнал?

Крайние революционные теченья в искусстве не имеют своего органа, так как официальные органы, как, например, «Красная новь», «Печать и революция» и др., не являются органами, посвященными исключительно искусству, и уделяют ему мало места…

Цели журнала… способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства; пересмотреть идеологию и практику так называемого левого искусства, отбросив от него индивидуалистическое кривлянье и развивая его ценные коммунистические стороны; вести упорную агитацию среди производителей искусства на приятие коммунистического пути и идеологии… служить авангардом для искусства российского и мирового; знакомить российскую рабочую аудиторию с достижениями европейского искусства… бороться всяческим образом с соглашателями в области искусства, подменивающими коммунистическую идеологию в области искусства старыми, затрепанными фразами об абсолютных ценностях и вечных красотах…»

И так далее и тому подобное – в духе пропагандистских штампов марксистско-ленинской эстетики 1920-х годов. Цели нового издания ни в чем не противоречили политике партии в области литературы, агитотдел дал добро, и уже в марте 1923 года первый номер журнала «ЛЕФ» лег на прилавки книжных магазинов.

В яркой обложке, на хорошей бумаге и по доступной цене.

Голос из хора (от теории до практики)

В выходных данных указывалось: ответственный редактор Владимир Маяковский, члены редколлегии Николай Асеев, Борис Арватов, Осип Брик, Борис Кушнер, Сергей Третьяков, Николай Чужак – поэты, критики, теоретики искусства.

В номере было пять разделов: Программа; Практика; Теория; Книга; Факты.

Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, сразу же заявлялось: журнал не литературно-художественный а критический, цель которого отразить и донести – не скрывая противоречий – для культурного читателя теорию и практику группы. Что не мешало здесь же опубликовать стихи Велимира Хлебникова «Уструг», Бориса Пастернака «Кремль и буран конца 1918 года» и Николая Асеева «Интервенция веков».

В разделе «Практика» с основополагающей теоретической статьей выступили Осип Брик и Владимир Маяковский «Наша словесная работа» («Мы не хотим знать различья между поэзией, прозой и практическим языком. Мы знаем единый матерьял слова и пускаем его в сегодняшнюю обработку. Мы работаем над организацией звуков языка, над полифонией ритма, над упрощением словесных построений, над уточненьем языковой выразительности, над выделкой новых тематических приемов»).

Раздел «Теория» открывался страстной, эмоциональной и в то же время четко выверенной статьей Сергея Третьякова «Откуда и куда?» («Маяковский, Хлебников нужны как наждачные бруски для отточки словесного оружия, но отнюдь не как новые Надсоны для широкого «ахо-производства» у совбарышень…Футуризм никогда не был школой. Он был социально-эстетической тенденцией… Поэзия футуристов… с самого начала просечена агитпрорывами, говорящими о человеке, по-новому чувствующем мир»).

Особенно интересен был раздел «Книги», где журнал – «Мы рекламируем», «Мы поощряем», «Мы гильотинируем» – подтверждал свои эстетические пристрастия.

Рекламировали близких себе Бориса Эйхенбаума, Романа Якобсона и Виктора Шкловского.

Поощряли Всеволода Иванова, Николая Малышкина, Сергея Буданцева.

Гильотинировали Николая Никитина, Бориса Пильняка, Николая Огнева.

Завершал журнальную книжку раздел «Факты», в котором сообщалось о ЛЕФ рабфака при 1-м МГУ, где появилась стенная газета «Булыжный зык», оповестившая всех сомневающихся: «Зачем нам прошлое, когда у нас столько же будущего» – о двух выставках: первой всероссийской художественно-промышленной и весенней конструктивистов.

Но главными в журнале были три программных статьи – своего рода манифесты, в которых «младенец» устами Маяковского четко, ясно и понятно, без излишних политесов сообщил граду и миру:

«За что борется ЛЕФ?»

«В кого вгрызается ЛЕФ?»

«Кого предостерегает ЛЕФ?»

Мы на верном пути (революция многому научила нас)

В первом манифесте глава ЛЕФ объяснял: «Реакция создала искусство, быт – по своему подобию и вкусу. Искусство символистов (Белый, Бальмонт), мистиков (Чулков, Гиппиус) и половых психопатов (Розанов) – быт мещан и обывателей. Революционные партии били по бытию, искусство восстало, чтоб бить по вкусу». И чтобы ни у кого не оставалось сомнений, во весь голос заявил, что среди всяких литературных кружков только российские футуристы шли впереди прогресса – это они «окончательно разодрали с поэтическим империализмом Маринетти, уже раньше просвистев его в дни посещения им Москвы (1913 год)». А когда грянул Октябрь, футуристы стали «левым фронтом искусства», создали революционные ИЗО, ТЕО, МУЗО и одновременно с организационной работой дали первые вещи искусства октябрьской эпохи (Татлин – памятник Третьему Интернационалу, «Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда, «Стенька Разин» Каменского)». Не эстетствуя и не любуясь собою.

«Революция многому выучила нас, – гремел «революцией мобилизованный и призванный» трибун, «агитатор, горлан-главарь» (так он напишет о себе в 1929 году в поэме «Во весь голос»), и подводил черту: – ЛЕФ будет… бороться за искусство – строение жизни».

С верой, что все делает правильно, и специально для сомневающихся: «Силой делаемых вещей мы докажем: мы на верном пути в грядущее».

Выдохнем и обратимся ко второму манифесту.

Наше оружие – пропаганда (бить всех, кто проповедует внеклассовое искусство)

Маяковский был боец и потому предпочитал не огрызаться, а вгрызаться. И как боец опытный, читателям объяснил, что по сравнению с 1912 годом, когда главный лозунг футуристов был «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» (в сб. футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышел в издательстве Георгия Кузьмина и Сергея Долинского), необходимо пересмотреть тактику, потому что «революция переместила театр наших критических действий». Сегодня «классики национализировались» и для 150 000 000 стали «обычной учебной книгой».

Не удержавшись, съязвил: «Книги как книги, не хуже и не лучше других» (это все о тех же Пушкине, Достоевском и Толстом, которых так и не удалось задиристым футуристам сбросить с «парохода современности» десять лет назад), и потому пусть в сегодняшней нашей новой жизни помогают «безграмотным учиться на них; мы лишь должны в наших оценках устанавливать правильную историческую перспективу» (тем самым записав себя в число знающих истину).

И будучи бойцом в 1912-м году, остался им и в 1923-м, потому и объявил граду и миру: «Мы всеми силами нашими будем бороться против перенесения методов работы мертвых в сегодняшнее искусство. Мы будем бороться против спекуляции мнимой понятностью, близостью нам маститых, против преподнесения в книжках молоденьких и молодящихся пыльных классических истин».

И как боролись с буржуазными эстетами и критиками, так и будем продолжать «бить в оба бока… тех, кто проповедует внеклассовое, всечеловеческое искусство» и в «один, в эстетический бок… тех, кто оставляет лазейку искусства для идеалистических излияний о вечности и душе».

Короче – мы боролись, боремся и будем бороться «со старым бытом» и его остатками в нашей теперешней жизни; раньше с «быками буржуазии» – теперь с «жертвами этих быков в нашем советском строе».

И напоследок, как выстрел, чтобы никто не сомневался: «Наше оружие – пример, агитация, пропаганда».

Передохнем и обратимся к тексту третьей программной статьи, в которой самореклама (а куда без нее – что в 20-е годы прошлого века, что в 20-е нынешнего) переплеталась с предостережениями современникам – от конструктивистов до производственников.

Мы лучшие работники искусства (ЛЕФ на страже)

Сначала Маяковский обратился к товарищам по ЛЕФ, категорически заявив, что «левые мастера» были лучшими до революции в «кругосветном брюхе буржуазии» и остались таковыми на современных «стройках искусства». Но несмотря на заслуги в искусстве, призвал футуристов не жить на «проценты вчерашней революционности» – докажите работой, что «ваш взрыв не отчаянный вопль ущемленной интеллигенции, а борьба – работа плечом к плечу со всеми, с рвущимися к победе коммуны». Конструктивистам посоветовал бояться «стать очередной эстетической школкой. Конструктивизм только искусства – ноль… Конструктивизм должен стать высшей формальной инженерией всей жизни. Конструктивизм в разыгрывании пастушеских пасторалей – вздор». Производственникам – бояться «стать прикладниками-кустарями». Уча рабочих, следует самим учиться у них: «Ваша школа – завод». Опоязовцам (!) объяснил: «Формальный метод – ключ к изучению искусства… Только рядом с социологическим изучением искусства ваша работа будет не только интересной, но и нужной».

И всех предупредил: «ЛЕФ на страже».

Конец истории («ЛЕФ… для меня больше не существует!»)

Леф оставался на страже до 1925 года. Умер на седьмом номере. После того как из-за внутренних споров и разногласий, как вести журнал, в журнале Маяковского самого Маяковского становилось все меньше и меньше. «Журнал, – как объяснял Брик прекращение издания, – все больше внутренне расслаивался, одни части его все сильнее противоречили другим», все больше сил тратилось на бесплодную полемику.

Но свято место пусто не бывает: дело ЛЕФ продолжил «Новый ЛЕФ», который в обращении к читателю объяснил, зачем и почему лефовцы это сделали: «Выпустили потому, что положение культуры в области искусства за последние годы дошло до полного болота. Рыночный спрос становится у многих мерилом ценности явлений культуры». ЛЕФ против этого, «ЛЕФ – журнал-камень, бросаемый в болото быта и искусства, болото, грозящее достигнуть самой довоенной нормы!».

И потому «ЛЕФ остается ЛЕФом». А «Новый ЛЕФ» – продолжение нашей всегдашней борьбы за коммунистическую культуру».

Но человек (в нашем случае – ЛЕФ) предполагает…

26 сентября 1928 года, выступая с докладом «Левей ЛЕФа» в Большой аудитории Политехнического музея, Маяковский заявил, что пришло время «бросить нелепейшую и бессмысленную игру в организации и направления, в которую выродилась наша литературная действительность», и подвел черту: «ЛЕФ в том виде, в каком он был, для меня больше не существует!»

После чего «Новый ЛЕФ» (продержавшись два года – с 1927 по 1928-й и выпустив за это время 22 книжки) «умер» на 12-м номере в декабре 1928-го года.

P.S. Ведь жив сатрап…

На рубеже 1920–30-х годов из литературной жизни исчезали и другие течения, направления и группы: на самом верху было решено кончать с литературной вольницей.

23 апреля 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». После чего был перекрыт воздух всем течениям и группам, даже верному РАПП, на ликвидацию которого откликнулся бесстрашный Эрдман:

По манию восточного

сатрапа

Не стало РАППа.

Не радуйся, презренный раб,

Ведь жив сатрап.

Всех писателей загнали в один союз. Всем предложили руководствоваться одним единственно правильным художественным методом соцреализма, который, по словам Горького, «утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».

И никаких тебе левых завихрений лефовцев, идейно вредных лозунгов серапионов – «искусство самоценно, право художника служить ему, а не злобе дня», символистских вывихов – недосказанности, намеков, таинственных образов символистов и «вещественной» поэтики акмеистов.

Так начиналась новая эпоха.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Насколько реальны мечты БРИКС об углеродной нейтральности

Насколько реальны мечты БРИКС об углеродной нейтральности

Михаил Аким

Ольга Румянцева

Внедряя возобновляемые источники энергии, страны не отказываются от ископаемого топлива

0
552
Восхитился открывшейся бездне

Восхитился открывшейся бездне

Юрий Иванов-Скобарь

50 посвящений поэтам ушедшим – от поэта ныне здравствующего

0
2661
Мне со всеми страшно тут

Мне со всеми страшно тут

Александр Балтин

Плачи и причитания Любови Новиковой

0
263
Люди не испытывают чужой боли

Люди не испытывают чужой боли

Константин Поздняков

Эмпатия – это прежде всего упражнение в самопознании, поэтому она никак не связана с альтруизмом или добротой

0
3507

Другие новости