Хмель проходит, явь остается. И фильм про Рыжего, который сняли в этом году, останется. Кадр из фильма «Рыжий». 2024
Смерть всегда рядом, смерть, она гипнотизирует. В стихах Бориса Рыжего (1974–2001) смерть рвется языками догадок, ощущений, страха, спокойствия:
Но где бы мне ни выпало
остыть,
в Париже знойном, Лондоне
промозглом,
мой жалкий прах советую
зарыть
на безымянном кладбище
свердловском.
Его речь проста – никаких выкрутасов. Его речь волшебна. Рыжий, скажем так, своеобразно религиозен:
Станет сын чужим и чужой
жена,
отвернутся друзья-враги.
Что убьет тебя, молодой?
Вина.
Но вину свою береги.
Перед кем вина? Перед тем,
что жив.
И смеется, глядит
в глаза.
И звучит с базара блатной
мотив,
проясняются небеса.
Речь о метафизической вине, зыбкой и необъяснимой. Рыжий далек от церкви, его дороги слишком иные, часто довольно дикие.
Мне дал Господь не розовое
море,
не силы, чтоб с врагами
поквитаться –
возможность плакать
от чужого горя,
любя, чужому счастью
улыбаться.
Тут – космос всеобщности, раскрытый мощным цветком. Так мало кто чувствует, особенно в наше время. Но смерть в самом деле всегда веет рядом. И рядом со стихами, рядом образом поэта, смерть, она не дает покоя, она гипнотизирует.
* * *
Баланс интересов – чтобы тебя читали и высоколобые интеллектуалы, и «простецы» из народа – найти сложно. Пожалуй, только Есенин почувствовал, нащупал и воплотил в стихах эту золотую середину. Думается, в наши дни это удалось и Борису Рыжему. Стих его совершенно самостоятелен и абсолютно узнаваем, тем не менее тени Есенина и Блока видятся иногда, когда читаешь Рыжего. Бродский же, которым он явно увлекался («Бродскому не подражаем – это важна черта…») остался, вероятно, просто читательским пристрастием поэта.
Алкоголя много в поэзии Рыжего, но и из него поэт извлекает пользу, как, например, в этом перле: «Прошел запой, а мир не изменился…» Разумеется, дело не в алкоголе. Дело в жизни. Возможно, в интенсивности любви: «Любимые, вы только посмотрите / на наши лица…»
При всей их земной конкретике в стихах Рыжего есть привкус неба: «Шарф размотай, сними перчатки. / Смотри не плачь…» Плакать придется много.
* * *
Он созидал стихи по некоему волшебному сценарию, очевидному только ему. Он любил боль и горе – с истовостью аскета. Он вводил ангелов в стихи так же естественно, как собутыльники входили в его дом. Его стихи звучат из глубины бездны:
Едва живу, едва дышу,
Что сочиню – не запишу.
На целый день включаю Баха.
Летит за окнами листва,
Едва-едва, едва-едва,
И перед смертью нету
страха.
Эта бездна угадывается предчувствиями, она высока и величественна. Стихи Рыжего трагичны, но и светлы. Он надрывался от любви и нежности. Приблатненность речи, что в стихах, что в его прозе – легкая, абсолютная естественная: «Не лучше ль было в подворотне / с печальным уркой водку пить?»
Хмель проходит, явь остается.
комментарии(0)