0
4466

26.06.2024 20:30:00

Грудь в порфире и миллионы людей в бараньих шапках

Александр III в воспоминаниях современников – от Розанова до Достоевского

Юлия Кудрина

Об авторе: Юлия Викторовна Кудрина – историк.

Тэги: история, россия, александр третий, достоевский, ключевский, розанов


история, россия, александр третий, достоевский, ключевский, розанов Слуги народа никому не нужны, а хозяин народу нужен. Николай Сверчков. Император Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо. 1888. Частное собрание

Прошло 130 лет со дня смерти императора Александра III. За это время Россия прошла большой исторический путь, полный трагических событий. Первая мировая война, революция и Гражданская война, Вторая мировая война, тоталитарная система власти остановили поступательное эволюционное развитие страны.

Искаженная трактовка образа Александра III в советский период не могла не оставить негативного следа в историографии. В результате этого эпоха конца XIX века представлялась как темное и мрачное «пятно, как эпоха реакции» и «контрреформ». При той огромной, часто и определяющей роли, которую играла личность каждого самодержца в России в выработке курса внешней и внутренней политики, в том числе и политики в области культуры, духовно-нравственного воспитания и образования, игнорирование фигуры Александра III не только обедняло все суждения и размышления по поводу «хода исторического развития», но часто лишало также сочинения всякого смысла. Причиной этого был идеологический подход и слабая вовлеченность в научный оборот огромных пластов документальных материалов.

Между тем годы правления императора Александра III отмечены значительными успехами в укреплении могущества России, а также выдающимися достижениями в развитии отечественной науки и культуры. Историк Ключевский особо подчеркнул, что Александр III приподнял «русскую историческую мысль, русское национальное сознание». Политика Александра III сводилась к сохранению и развитию российских основ, традиций и идеалов. Царствование императора прошло под знаком православного консерватизма. Национальная политика обеспечивала единство и неделимость Российской империи.

Современники Александра III, среди которых были известные ученые, общественные и политические деятели, в том числе Менделеев, Семенов-Тян-Шанский, Розанов, Сухово-Кобылин, Чайковский, Майков, Тютчев и многие другие, оставили воспоминания, в которых дали высокую оценку личности императора и его царствования.

Поборником «мира и преуспевания своего Отечества», провидевшего «суть русских и мировых судеб более и далее многих своих современников», назвал Александра III Менделеев. Философ Соловьев скажет об императоре, что он «явился перед всем светом в образе могучего Миротворца». Профессор русской истории Цветаев охарактеризует Александра III как «державного покровителя наук и искусств», жизнью своей наиболее воплотившего в себе народный идеал русского царя-самодержца, особо подчеркнув главную нравственную сторону характера императора – «Благочестие».

Английский государственный деятель, премьер-министр Великобритании в 1885, 1886–1892 и 1893–1902 годах Солсбери после смерти Александра III дал следующую оценку личности императора России: «Александр III оставляет потомству память о характере, внушающем благодарность всем нациям и достойном глубокого изучения и подражания со стороны всех будущих правителей, все равно, избраны ли они народом или являются потомками королей».

О значении царствования Александра III для мирового и европейского развития напишет профессор истории Ключевский: «Европа признала, что Царь русского народа был и Государем международного мира и этим признанием подтвердила историческое призвание России… Наука отведет Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в Русской историографии, скажет, что он одержал победу в области, где всего труднее достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества».

В настоящее время фигура Александра III все больше и больше привлекает внимание современников. Выходят книги, основанные на большом документальном архивном материале, снимаются фильмы, посвященные его царствованию. Многозначительным является и тот факт, что на всей территории Российского государства, и в первую очередь на его окраинах, за последние десятилетия воздвигнуто большое количество скульптурных памятников и бюстов, посвященных императору Александру III, как то: в Иркутске (2003), Новосибирске (2013), Нижнем Новгороде (2013), под Петербургом (ст. Удельная, 2015) и др. Мастера отливают церковные колокола с ликом императора России.

Уходя из жизни, Александр III сказал своему сыну, будущему императору Николаю II: «Я передаю тебе царство, Богом мне врученное, я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца… В тот трагический день встал передо мною вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое «передовое общество», зараженное либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным… Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть и благоденствовать».

Слова императора сыну: «В политике внешней – держись независимой позиции. Помни – у России нет друзей – нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годы бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства» – являются чрезвычайно актуальными в наши дни.

Изречение Александра III «У России есть только два верных союзника – армия и флот», часто повторяемое сегодня, следует дополнить и другим важным заявлением: «Распространение искусства есть дело государственной важности». Ибо только культура является главным двигателем нравственного и физического развития человека.

Достоевский, встречавшийся при жизни с Александром Александровичем, в одном из своих писем ему напишет следующие слова: «Мы не должны забывать, что сами в глубине и задачах русского духа заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру при условии самобытности нашего развития».

20 октября 1894 года в Крыму скончался император Александр III. Неожиданная болезнь и смерть его потрясли Россию. Представители общественной и политической жизни оставили воспоминания, которые свидетельствуют о той скорби, которой было охвачено в те годы российское общество.

Вот что писал Василий Ключевский, академик, профессор Московского университета, председатель Московского общества истории и древностей российских:

«Александра III, наше Общество имеет и свои особые побуждения усиленно скорбеть об упокоении души почившего Государя, Державного Покровителя нашего Общества. Назвать Его Покровителем обществ, занимающихся изучением истории и археологии России, значит слишком слабо выразить Его отношение к этой отрасли знания. Он не только благоволил к трудам в этой отрасли: Он возбуждал и поощрял их средствами материальными и нравственными. В числе обществ, пользовавшихся обильными пособиями от державной руки Почившего, и наше удостоено было Им усиленной поддержки и вот уже 10 лет пользуется сим царственным даром. Можно быть уверенным, что еще не получили общей известности многие случаи, когда его державная рука щедрой помощью поддерживала и поощряла труды по изучению и восстановлению памятников отечественной старины. Многим ли, например, известна великодушная и просвещенная помощь, оказанная Им при реставрации дворца цесаревича Димитрия в Угличе?

Еще благотворнее было Его прямое участие в изучении родной старины. Государь, Который сосредоточивал в Своих руках многосложные нити управления необъятной Империи, направлял или сдерживал разносторонние течения мировой международной жизни, Которому, казалось, необходимо было удвоенное число суточных часов для решения многообразных государственных вопросов, ежеминутно на каждом его шагу выраставших из земли, – этот Государь умел находить досуг для скромной ученой работы, особенно по изучению отечественной истории и древностей, и был глубоким знатоком в некоторых отделах русской археологии, например в иконографии. Все мы знаем Его постоянное и близкое участие в заседаниях и издательских трудах Русского Исторического Общества, Председателем которого Он был с самого его открытия, глубокий научный интерес, приданный Сборнику этого Общества содействием и покровительством Государя, живое внимание, с которым Государь относился к предпринятому Обществом изданию громадного Биографического Русского Словаря: высокий пример поощрял и ободрял ученые общества, будил и поддерживал энергию отдельных исследователей. Оживление русской исторической мысли, поддержанной и ободренной просвещенным вниманием и прямым личным участием почившего Государя, переживет Его царственную деятельность, прервавшуюся столь преждевременно, и долго будет находить животворное питание в обильных исторических плодах Его царствования, выращенных для России Его 13-летними державными заботами. Еще не настало время всестороннего суждения о царствовании Императора Александра III: перед не закрывшимся еще гробом молчит суд истории. Мы теперь едва ли в состоянии понять все историческое содержание и значение переживаемого нами момента, созданного деятельностью и кончиной почившего Государя: пока еще не остывшая печаль застилает глаза, люди больно чувствуют и тускло видят ее причину. Но иные впечатления современников складываются так последовательно и отчетливо и высказываются таким внушительным и вещим языком, что предупреждают и предрекают суд потомства. Прислушиваясь к голосам, вызванным болезнью и кончиной Почившего у нас и особенно за границей, вдумываясь в свои собственные ощущения, каждый из нас почувствовал, что в историческом сознании образованного мира совершается глубокий перелом, в высшей степени важный для судеб цивилизации: этот перелом изменяет взаимные отношения народов, прежде всего отношения западноевропейских народов к русскому и русского к ним.

Кто не знает и к чему скрывать, что эти отношения, правда, не исключительно, но, к сожалению, в значительной мере направлялись доселе одним вековым закоренелым предрассудком, видевшим в России авангард азиатского варварства, вечную угрозу европейской цивилизации. Мы отвели от западной Европы и вынесли на своих плечах ряд нашествий, угрожавших миру порабощением, начиная с Батыя и кончая Наполеоном I, а Европа смотрела на Россию как на Переднюю Азию, как на врага европейской свободы. В царствование Императора Александра II мы на глазах одного поколения мирно совершили в своем государственном строе ряд глубоких реформ в духе христианских правил, следовательно, в духе европейских начал, – таких реформ, какие стоили Западной Европе вековых и часто бурных усилий, а эта Европа все продолжала видеть в нас представителей монгольской косности, каких-то навязанных приемышей культурного мира. Под гнетом такого взгляда и Россия привыкала косо и недоверчиво смотреть на Западную Европу.

Прошло 13 лет царствования Императора Александра III, и чем торопливее рука смерти спешила закрыть Его глаза, тем шире и изумленнее раскрывались глаза Европы на мировое значение этого недолгого царствования. Наконец и камни возопияли, органы общественного мнения Европы заговорили о России правду, и заговорили тем искреннее, чем непривычнее было для них говорить это. Оказалось по этим признаниям, что европейская цивилизация недостаточно и неосторожно обеспечивала себе мирное развитие, для собственной безопасности поместилась на пороховом погребе, что горящий фитиль не раз с разных сторон приближался к этому опасному оборонительному складу, и каждый раз заботливая и терпеливая рука русского Царя тихо и осторожно отводила его. Тогда историческое сознание Европы сделало над собою одно из тех великих усилий, какие не раз поднимали его в минуты ослабления и в которых сказывается его сила, воспитанная строгим научным знанием и добросовестной мыслью, – его способность при встрече с истиной отрешаться от своих вековых предрассудков. Европа признала, что Царь русского народа был и государем международного мира и порядка, и этим признанием подтвердила историческое призвание России, ибо в России по ее политической организации в воле Царя выражается мысль его народа, а воля народа становится мыслью его Царя. Европа призналась, что страна, которую она считала угрозой своей цивилизации, стояла и стоит на ее страже, понимает, ценит и оберегает ее основы не хуже ее творцов; она признала Россию органически необходимой частью своего культурного состава, кровным, природным членом семьи своих народов. Это признание само собой, невольно, вырвалось из души европейского общества под впечатлением известий о последних минутах жизни почившего Императора и не замрет с его последним вздохом: октябрьские дни ливадийских страданий были для Западной Европы днями нравственного сближения с Европой Восточной, и, провожая в могилу гроб русского Царя, она впервые оплакивает в нем своего европейского государя.

Кто знает, может быть, это признание даст новое направление всему течению международной жизни Европы. Во всяком случае, путь русской исторической мысли становится ровнее и светлее. Теперь, когда каждый европейский народ светлой страницей занесет царствование Императора Александра III в свою историю, эта мысль в усиленном сознании признанного значения своего отечества почерпнет для себя новые силы, при окрепшем международном доверии встретит на пути своем меньше предубеждений, в виду открытого признания своих помыслов о культурном отношении России к Европе почувствует себя менее обособленной и дружнее примкнет для совместной работы к мысли западноевропейской. Смерть, смежившая очи почившего Государя, ярким лучом озарила исторический смысл жизни Его народа и воскресила чувство нравственного единения европейского мира: скорбный отклик Европы на русское народное горе – это ответ на скорбь, с какою много веков назад старинный русский летописец оплакивал неудачу третьего крестового похода как общую беду всего христианства, называя павших крестоносцев «мучениками святыми».

Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

Напоследок еще несколько цитат из драматурга Александра Сухово-Кобылина и из публициста Василия Розанова. Розанов:

«…В Царствовании столь тихом, столь чуждом новых и важных перемен, совершилась неощутимо для всех перемена значительнейшая, нежели во все предыдущие: кто им облагодетельствован, но отчего на лицах всех восторг? Какой блеск, какая слава его сопровождала, но отчего этот странный, невиданный еще взрыв любви при гробе? Эти необъятные толпы народа, полсуток ожидающие в сырости, мгле минуты – взгляд один бросить на лицо усопшего, поцеловать образ, у него положенный на груди?» «Никто у могилы его не вспомнил об институте земских начальников, ни о приделках к новому суду, ни даже об укрощении эры «хищений»; лишь газеты говорили о не нарушенном в Европе мире; нет, не это все в нем было дорого, и кто же слезы прольет о том, что не было войны с Германией? Плакали о человеке, о груди в порфире, которая билась теми же страхами, ожиданиями, заботами, как и каждая грудь под сермяжной дерюгой, – о голове, которая и в венце не забывала о том, о чем думают миллионы людей в бараньих шапках».

И еще: «…Церковь наша Святая не молит о нем как о реформаторе, победителе, но только как «о благочестивом» человеке; ранее всякого успеха внешнего народ наш хочет быть чист душевно; тому и другому отвечал; Царь есть чистый от порока человек, насколько это возможно на Земле, чистый от порока в себе лелеемого, послабляемого, от преднамеренной слепоты, от всякого лукавства…»

Сухово-Кобылин:

«События истекших дней, потеря Россией истинного Хозяина страны и Великого Человека была жестокой, неожиданной и так поразительнейшей тогда! Вам известно, что я относительно России пессимист. Я ее люблю, жалею, но хулю. Мне она всегда была мачехой, но я ей был хорошим, трудящимся сыном. Немногие дни Царствования Государя Александра III были для России великими днями могущества и счастья, Величие, трудолюбие и золотая умеренность, т.е. мудрость, Императора Александра III поразила весь мир – и все нации Европы с энтузиазмом чествовали Его честнейшую память. Доля этого почета пала и на Россию и стала ее величием! Но труд управления, т.е. опека над таким чрезмерно противоречивым телом, как Россия, был, естественно, чрезмерный труд, и этот труд погубил душу России, ее великого Царя. В Величии и Славе Императора Александра III Россия ни при чем, но она при чем в Его преждевременной кончине! Когда я получил в моем имении роковую весть, я был один, заперши двери, и один слушал панихиду по великому Человеку и плакал так, как плакал еще молодым, когда судьба вырывала из моего сердца нежные излюбленные образы!»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
1248
У нас

У нас

0
1653
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2912
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2724

Другие новости