0
2324

19.06.2024 20:30:00

Символ Холокоста

Анна Франк навсегда осталась в том возрас­те, в каком погибла в концлагере Берген-Бельзен

Тэги: проза, дневники, анна франк, холокост, история


проза, дневники, анна франк, холокост, история История, рассказанная в дневнике Анны Франк, не раз была воплощена в кино. Кадр из фильма «Дневник Анны Франк». 1959

Вот на телеэкране мелькнуло лицо этой девочки, известной всему миру: она выглядывает из окна амстердамского дома, а внизу, на улице, заснята свадьба. Любительская съемка была сделана за год до того, как ее семья ушла в подполье, а найдена и обнародована много лет спустя. 25 месяцев голландцы прятали еврейские семьи, пока не нагрянули немцы и всех обитателей этого дома отправили в концлагерь. До боли знакомое лицо, одна из самых известных жертв нациз­ма, символ Холокоста, Анна Франк навсегда осталась в том возрас­те, в каком погибла в концлагере Берген-Бельзен – за два месяца до освобождения Голландии союзниками.

Однако свое имя она обессмертила не злосчастной судь­бой, а дневником, который вела. Анна Франк погибла, а дневник ее выжил. Несмотря на посмертный триумф ее книги, которая переведе­на на десятки языков и до сих пор имеет высокий рейтинг по всему миру, не говоря о популярном фильме 1959 года (три «Оскара»), бесчисленных спектаклях и даже опере, дневник шел к чи­тателю трудно, со скрипом и цензурой. Включая отцовскую – вы­живший в лагерях Отто Франк много способствовал изданию днев­ника своей любимой дочери, но предварительно отредактировал, причесал его, выбросив все, что могло, с его точки зрения, скомпрометировать эту девочку.

(…)

Дневник Анна начала вести ровно в 13 лет, когда он – еще пустой – был подарен ей на день рождения и она сразу же ста­ла делать в нем записи сугубо и исключительно для себя. Но весной 1944 года она услышала в своем убежище радиопризыв: сохранять любые документы, которые станут доказательством страданий народа во время немецкой окку­пации. В том числе – и особенно! – дневники. Странно, но это выступление оказало на Анну противоположное воздействие. Она немедленно начинает переписывать и редактировать свой дневник, продолжая параллельно делать новые записи. Более того, стремясь именно к художественному воссозданию подпольной реальности, Анна переименовывает обитателей убежища, дает им псевдонимы. Долго мучается, какое имя дать себе: Анна Аулис? Анна Робин? Се­мейство Ван Пельс, соседей по чердачному убежищу, Анна назвала Петронеллой, Гансом и Альфредом Ван Даан (в некоторых издани­ях – Петронелла, Герман и Петер Ван Даан). Фриц Пфеффер был заменен на Альберта Дюселля. Так создавался этот подпольный ро­ман, которому не суждено было стать законченным. При всех раз­норечиях в отзывах о дневнике Анны Франк у таких признанных американских писателей, как Филип Рот, Синция Озик и Гаролд Блум, все они сходятся на том, что это первоклассное произведе­ние литературы и у Анны Франк, если бы она выжила, было буду­щее как у писателя.

Помню ее прекрасное русское издание – с предислови­ем Ильи Эренбурга и в переводе Райт-Ковалевой (той самой, которая открыла нашему читателю «Над пропастью во ржи» Сэ­линджера). Документальный роман Анны Франк можно цитировать и цитиро­вать – столько в нем точных наблюдений и тонких мыслей. Трудно даже представить, что они принадлежат девочке-подростку. Они не устарели до сих пор: «Кто наложил на нас эту ношу? Кто отметил нас, евреев, среди других народов? Кто заставил нас так страдать во все времена? Бог сотворил нас такими, и Бог нас спасет. И если мы вынесем все стра­дания и все-таки останемся евреями, то мы, может быть, из обре­ченного народа станем примером для всех. Кто знает, может быть, когда-нибудь наша вера научит добру людей во всем мире, и для этого, только для этого, мы теперь должны страдать. Мы не можем быть только голландцами, англичанами, вообще гражданами какой-нибудь страны, мы при этом должны оставаться евреями, и мы останемся ими».

(…)

Анна Франк осталась навсег­да трагическим голосом эпохи, и ее посмертная судьба пережила ее бренное тело.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
1604
Вы ошиблись, выбрав меня

Вы ошиблись, выбрав меня

Ухмылки, усмешки, улыбки в рифму и без

0
1705
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
872
Калеными шомполами

Калеными шомполами

Андрей Мартынов

Неизвестные союзники Деникина

0
957

Другие новости