Когда я вижу освещенный снег… Фото Евгения Лесина
Анна Ахматова – живой классик, человек, связывающий эпохи, дышащий тем же воздухом, что и андеграунд. С ней встречались неофициальные авторы, ей посвящали свои тексты. В подмосковном Переделкине жил другой классик – Борис Пастернак. Но он, во-первых, умер на шесть лет раньше Ахматовой, в 1960-м, и застал только самое начало культурного возрождения, а во-вторых, был более трудным в общении.
Итак, Ахматова шагает в бронзовый век из века Серебряного. «И анна ахматова / Простуду в Петербурге схватывает. / В 17 году умирает Петербург-актриса, / И пьют поэты кумыс», – карябает Василий Филиппов. Ахматову, как, впрочем, и других классиков, он пишет с маленькой буквы. Так делает не только он, это веяние эпохи.
Борис Пузыно в стихах «Записки с передовой» рисует контуры то ли Второй мировой, то ли еще какой-то войны, в кою оказались втянуты персонажи дореволюционного космоса:
в окоп с утра опасно капает
под хлюпот кирзовых сапог
на нас с какими-то охапками
идут ахматова и блок.
Мир Коломбино и Арлекино уходит в небытие. Но из дальней дали к нам доносится голос Анны Андреевны, «огромно-голубиный и грудной», по слову Бобышева. Интересно, что первое стихотворение поэтесса написала в одиннадцать лет, и оно называлось «Голос», который на протяжении всей ее жизни звучал: «Мне голос был».
Александр Горнон, работающий в стилистике ретроавангарда, говорит о театральности этого звучания:
Мне голос был
за глотку
взятых кричать
за сценою «ура»…
Для Яна Сатуновского, наоборот, ахматовские строки естественны:
…Как прохлада в летний день,
богоданные стихи Ахматовой.
В голосе ее «струится холодок».
Автор смотрит на поэтессу снизу вверх. И это естественный взгляд человека, признающего иерархию ценностей. Поэт ценит великого мастера, вслушивается в его речь: «Анна Ахматова сказала: начинать совершенно все рав-/но с чего: с середины, с конца или с начала. / Люди видят только то, что хотят видеть, и слышат / только то, что хотят слышать».
Сатуновскому не удалось лично поговорить с Ахматовой, и он об этом сожалеет:
– Я иду домой, –
писала поэтесса,
и, как будто, правда, желтый
луч упал в траву
или медленно густела тень.
Жаль, что к Анне Андреевне
я не пошел,
не дошел, не на той остановке
сошел.
Для лианозовца поэтесса не просто мастер. Это человек судьбы, которая, как считали древние греки, умного ведет, а безумного тащит:
Ничего бояться не надо,
как уверяет Анна Ахматова:
сплетни… бреда…
октябрьского дня…
воронья…
есть такое стихотворение
у покойной Анны Андреевны.
Но поэтесса – не только лицо трагедии, страдалица, но и человек христианской культуры, молитвой покрывающей страшное время. Борис Лихтенфельд в стихотворении «Памяти Ахматовой» в архаичных, отсылающих нас к Державину строчках говорит о ее подвиге:
Судьбы не проклиная бич,
И постигая очищенья
Алкала, и за всех, за всех
Просила небо, и прощенья
Ловила знаки…
То время огнь пожрал. Потери
Перебирая, пред судом
Свершившимся роптать
не смеет
И слышит зов, и цепенеет,
Бесстрашно устремив назад
Сквозь ливни лет прощальный
взгляд.
После смерти Анна Андреевна осталась в памяти современников. Ее образ нередко возникает в текстах. Олег Охапкин в стихотворении «Воспоминание о Царском Селе» роняет:
Осиротело Царское Село.
Не встретишь ни Ахматовой,
ни Гнедич…
Ему вторит Олег Рогов в «Царскосельской элегии»:
Здесь Татьяна бродила, здесь
Анна Андревна росла,
Здесь резные мосты и беседочки
в стиле китайском…
Наряду с Ахматовой в стихах фигурирует пушкинист Татьяна Гнедич, многое сделавшая для становления молодых авторов. И получается яркая картина: молодая Ахматова пишет о Пушкине: «Смуглый отрок бродил по аллеям. / У озерных грустил берегов. / И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов». Пушкинист Гнедич окормляет в Царском Селе непризнанных авторов. А Пушкин – гений места, дает всем воздух, простор.
Рогов вспоминает Ахматову и в «Маленькой элегии», посвященной Бродскому.
Вам снятся петербургские
мосты,
Ахматова и сосны в Комарово,
Рождественская ночь глядит
сурово
И говорит, переходя на «ты».
Комарово – дачный поселок недалеко от Финского залива, где жили писатели – члены творческого союза. Он часто упоминается в подполье – от Виктора Сосноры до Леонида Аронзона. И именно в связи с Ахматовой.
У Аронзона в стихотворении «Комарово» (1964) приморское местечко рифмуется с Владимирской церковью в Питере, где бывал не только Достоевский, но и Ахматова:
Закроете глаза – особняки
приморского какого-то
местечка:
терраса, бор и окна широки,
фонтан во льду как утренний
подсвечник,
и возле дома, выйдя на мороз,
где воздух дня синюшнее
бессонниц,
где все, что есть там,
вам передалось,
стоите вы, глаза прикрыв
ладонью,
и видите: над площадью,
где сквер,
квартал какой-нибудь всего
до центра,
стоит в снегу Владимирская
церковь
и срезан небом колокольный
верх,
и догорает в воздухе свеча,
и мягкий свет ее вам руки
освещает,
вы смотрите на них,
и вам так жаль их,
что, кажется, умрите вы
сейчас,
и зеркало оставит все,
как есть:
листок свечи, журнал, ничто
не гонит,
и на сетчатках, скрытых
под ладонью,
вниз гнездами приморский
этот лес.
Дачу в Комарове неоднократно посещали «ахматовские сироты»: Бродский, Рейн, Бобышев и Найман. У всех четырех есть стихи, посвященные Анне Андреевне.
Нобелевский лауреат посвятил ей «Сретенье», рассказ о встрече Старого и Нового заветов, старца Симеона с младенцем-Христом.
Евгений Рейн в стихотворении «У зимней тьмы печалей полон рот», сравнивая Ахматову с метеоритом, признается:
Когда я вижу освещенный снег,
Я Ваше имя вспоминаю сразу.
Анатолию Найману принадлежат «Семь стихотворений памяти Анны Ахматовой». В них он говорит об их посиделках:
Вы – с трепетом, я – с отвагой,
таинственно – Вы, я – просто,
бывало, поднимем мы
стаканы с «живой влагой»
в ритме беззвучного тоста
и потекут из тьмы –
слова позабытой эклоги,
смешок из давнишней роли
и музычка и шу-шу-шу…
Рассказывает Найман и о встречах на даче:
печь затопим, заброшенный
дом оживим
и подружимся с кем-то
из призраков местных
и послушаем Моцарта – о,
херувим,
он занес к нам те несколько
песен небесных.
Дмитрий Бобышев пишет «Траурные октавы» (1971). Это текст-воспоминание: ее голоса, ее взгляда. При этом Бобышев весь в себе, поэтому не оставляет четкого портрета. Он погружен в свои переживания, вроде:
Она велела мне для Пятой
прозы
эпиграфом свою строку
вписать.
Но краешком глаза он все-таки видит: «в череду утрат / заходят Ося, Толя, Женя, Лима». Реквием заканчивается констатацией наступившего безмолвия: «Все стихло разом в мартовские дни. / Теперь стихам звучать бы невозбранно, / но без нее немотствуют они». Здесь аллюзия к «Смерти поэта». Правда, есть отличие: у Лермонтова «на устах печать», а у Бобышева сама поэзия безмолвствует.
Похоронили Ахматову, как известно, на Комаровском кладбище. Могила оформлена в виде маленького сквера. А вокруг – сосны, небольшие холмы. Место литературного паломничества.
комментарии(0)