Вот если бы жить в этом доме… Фото Владимира Захарина
Не читали никогда Блока и не читайте. Опасно это. Вот стихотворение Ляли Цыпиной, написанное в 2015 году:
Вот если бы жить в этом доме
С крылечком, с окном на углу,
Где штора в скругленном
проеме
Скрывает уютную мглу
Манящего старого быта:
Подзоры, беленая печь,
И стол, кружевами накрытый.
Как будто бы можно сберечь
Ушедшей эпохи приметы –
Размеренный старый уклад,
Вернуться из этого лета
Хотя б на столетье назад.
В век ясности русского слова
И поисков русской судьбы –
И, может, начать ее снова
С простой деревянной избы.
Не отпускают меня эти стихи, хоть и не разделяю я мысли о былой, померкнувшей ныне ясности русского слова. Сам не знаю, почему не отпускают – погода, что ли, за окном тоскливая. Или годы берут свое. Вынужден признаться, что в моем возрасте новелла про бугорок могилы одинокой в белом кристаллическом снегу волнует больше, чем повесть о первой любви. И ностальгии особой о том, что прошло, нет. Молодость не воротишь. А все-таки у стариков, любящих поэзию и ее фантазии, есть одно особое средство хотя бы ненадолго забыть свои печали, и я вам сейчас о нем расскажу.
Но для начала, как советует это стихотворение, хочется мне вспомнить что-нибудь такое из прошлого – своего ли или даже не своего, а того, громко именуемого историческим. Почему бы и правда не сделать этого, если не имеется других занятий. Если нет поблизости ни той легендарной Няни, которая могла бы составить тебе незаменимую компанию, ни той легендарной Кружки. Налитая в нее влага, как известно, в тот же момент становится в тысячу раз слаще. Если даже медицина пить ее тебе теперь не рекомендует. Если ты и сам чувствуешь, что уже нельзя.
Хорошо, что в мире есть поэзия, с которой и без алкоголя можно обходиться.
Как там у Ахматовой?
Меж сосен метель присмирела,
Но пьяная и без вина,
Там, словно Офелия, пела
Всю ночь нам сама тишина.
Ахматовой тишина пела о своем, а у меня на душе сейчас вот это стихотворение, где уже другая поэтесса, Мария Маркова, о своем поет: «Всё музыка, всё чьи-то голоса, больного сердца темные леса, прикосновенье времени и духа легчайшего, как мамина рука. Ты постели мне, друг мой, облака из птичьего потерянного пуха, из снега, что над городом летит. Ты мне дорогу эту освети и отведи меня к садам вишневым. Там Чехов, там история страны, там все мои прочитанные сны, там бабушка молоденькая снова. У ней такое ясное лицо. Она выходит утром на крыльцо, завязывая ситцевый платочек. Меня еще в помине даже нет, но есть иное – чей-то яркий свет, душа растет из теплых плотных строчек. Там бабушка читает иногда, что жизнь бежит, как талая вода, что всё на свете – музыка и мука. А я расту за тонкой темнотой, за воздуха невидимой чертой, за пустотой пугающего звука, где для меня уже намечен срок, как белый крестик, съеденный мелок и на доске еще иные знаки – слова, слова, полынные слова, больного сердца дикая трава, кораблики из клетчатой бумаги. Всё музыка – она всему виной. Играет патефончик за спиной. На черную пластинку снег ложится. И вслушиваясь в прошлое свое, на кухне тихо бабушка поет, и надо мной – стоит, и мне же – снится».
Да, какое все-таки счастье, что есть в мире поэзия – ее музыка и ее безумие!
Поэты щедрый народ – делятся со всеми лучшим, что у них есть. А есть у них, как написала когда-то Белла Ахмадулина: «Дивный выбор всевышних щедрот: ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль». А у их читателей есть еще больше. Читатель может в любую минуту открыть книгу любого поэта и сказочным образом превратиться в него. Для этого ему достаточно просто повторить хотя бы одно не очень понятное, но, без сомнения, магическое слово из набора, предложенного Ахмадулиной. В ясное майское утро, совершив это чудотворное действие, он может, например, вернуться на столетье назад (ну, точно, как в стихотворении, помещенном в начале заметки) и стать самим Александром Блоком. И тогда уж с полной верой в реальность происходящего произнести:
Я и молод, и свеж, и влюблен,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе.
Теплый ветер пройдет
по листам –
Задрожат от молитвы
стволы,
На лице, обращенном
к звездам, –
Ароматные слезы хвалы.
Когда вокруг безлюдный пейзаж, это совсем не опасно. Пока никто его не видит, читатель, даже если он старик, без труда может обратиться в юношу и, различив перед собой прекрасный девичий силуэт, воскликнуть:
Ты из шепота слов родилась,
В вечереющий сад забралась
И осыпала вишневый цвет,
Прозвенел твой весенний
привет.
С той поры, что ни ночь,
что ни день,
Надо мной твоя легкая тень,
Запах белых цветов средь
садов,
Шелест легких шагов у прудов,
И тревожной бессонницы прочь
Не прогонишь в прозрачную
ночь.
И ничего, что это уже восклицал когда-то Блок, никто читателя за это за руку не схватит и укорять не станет. И вот тогда-то, в полной мере ощутив эту восхитительную вседозволенность, он может коснуться руки этой, вдруг возникшей из ниоткуда девушки и постоять с ней под весенним солнышком, слушая самую чудесную музыку, которая когда-либо звучала на этой земле.
Свирель запела на мосту,
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну,
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту.
Свирель поет: взошла звезда,
Пастух, гони стада…
И под мостом поет вода:
Смотри, какие быстрины,
Оставь заботы навсегда,
Такой прозрачной глубины
Не видел никогда…
Такой глубокой тишины
Не слышал никогда…
Смотри, какие быстрины,
Когда ты видел эти сны?..
И это, может, самое мудрое, что может сделать читатель в такое утро. Особенно немолодой читатель. И это, может, самое грандиозное, на что способна оказалась волшебница-поэзия.
Не для этого ли долгие века трудились ее великие мастера, таившие в глубине души одну заветную мысль: изменить своими строками бурлящую, не чувствуя берегов, жизнь. Чтобы стала окружающая их действительность немного лучше и переносимее.
И если вы думаете, что эти мои слова – сарказм, то вы ошибаетесь. Или, наоборот, возможно, вы правы.
комментарии(0)