На «Авроре» к пушке… Фото Евгения Лесина
Георгий Иванов на закате жизни обронил:
Я люблю безнадежный покой
Все банальности
«Песен без слов»,
То, что Анненский жадно
любил,
То, чего не терпел Гумилев.
Глава акмеистов действительно ценил яркое, точное слово и смеялся над недоговоренностями символистов. Геннадий Айги в стихотворении 1977 года «Холм: сосны: полдень (из Гумилева)» чуть измененной цитатой показывает особенность гумилевской поэтики:
Солнце
Остановленное
Словом.
В самом деле, в этом неопределенно-личном предложении всё ясно, прозрачно: дух сильнее материи. Поэт не сообщает, кто конкретно останавливает солнце, для него важно, что невидимое слово обладает подобной силой. Но тут же у читателей возникают вопросы – что это? Образец присвоенного чужого стихотворения? Или перемещение события из времени (у Гумилева «солнце останавливали словом») в вечность? Или констатация того факта, что андеграунд читает погибшего от рук советской власти поэта?
Наверное, и то, и другое, и третье. Чужие стихи активно цитируются подпольем и, таким образом, присваиваются. Поэтическая строка улетает в бесконечность и, таким образом, отрывается от контекста. Не напечатанные же в Советском Союзе авторы ходят в самиздате.
Последнее обстоятельство чрезвычайно важно. Вот, к примеру, бросает вскользь Эдуард Лимонов: «чтение Гумилева после сельтерской воды». Не просто так бросает, а как бы утверждает, что культурная повестка кардинально изменена. И именно он, андеграунд, ее диктует, а не официоз.
Гумилев (вслед за Кольриджем) считал, что хорошее стихотворение – это правильные слова, поставленные в правильном порядке. Георгий Адамович ему возражал, говоря, что их должен шевелить мистический сквознячок.
Но таинственный ветерок бывает разный, может дуть из рая, а может и из ада. Инфернальный мир со всей жутью вошел в повседневность во время революции. Ветерок перешел в ураган. Большевики расстреляли поэта 26 августа 1921 года. О трагической судьбе автора «Слова» создано не одно стихотворение. Ян Сатуновский, вспоминая то время, говорит:
Ну, ладно, семь бед –
один ответ.
Мне было 7 лет,
когда Гумилёва в заневском
застенке
поставили к стенке,
пустили в расход,
и были декреты,
и не было хлеба,
кровавое небо,
багровый восход!
Василий Филиппов в своей примитивистской манере преломляет жуткую реальность:
1917-й
На «Авроре» к пушке
Привязали сипая-Гумилева
И выстрелили поэта мясом
По Зимнего дворца макушке.
В Зимнем дворце сидели
министры-кукушки.
Входили слуги
С кофеем на подносе.
Но грянул залп-Гумилев,
И история на сносях.
Отец Валентин Дронов, успевший перед рукоположением засветиться в самиздате, в день столетия со дня гибели поэта восклицает:
Тому, кого убили тати
В затылок, в лоб или в висок,
Не надо реабилитаций
Среди Лазоревых высот.
Гумилев, согласно автору, находится не только в поэтических, но и в христианских святцах.
Поэт стал доступен массовому читателю в 1980-е годы. Зона правды расширилась. Казалось бы, надо радоваться, однако:
сегодня Гумилев, а завтра
Ходасевич…
И я умру, и я увижу свет,
в изданьи массовом рассеясь
по всей России предпоследних
лет.
Это стихи Виктора Кривулина накануне крушения СССР. Да, и Гумилева, и Ходасевича, и многих-многих других стали печатать. Скоро напечатают и самого Кривулина. Но что из того, если впереди – общая беда?
Все-таки пророческий дар живет в поэзии и поныне.
комментарии(0)