Снова осень, осень, осень… Фото Евгения Лесина |
Пообтерся за сорок с лихвой
Телом всем, и душой,
и словами, –
Так что стал не чужой вам,
а свой.
Срок положенный
отвоевавши,
Пел в неведенье на площадях,
На нелепые выходки ваши
Не прогневался в очередях.
Как вы топали по коридорам,
Как подслушивали под дверьми,
Представители мира,
в котором
Людям быть не мешало б
людьми.
Читаю стихотворение Межирова, и представляется мне обычная улица, обычная квартира времен еще, может, шестидесятых, моих детских времен. Тот же самый, в общем-то, уклад, который задолго до этого изобразил Зощенко. Квартира-коммуналка; побредешь по ее коридору и где-нибудь в укромном закутке у ванной наткнешься на девушку, трогательно изливающую свои чувства какому-нибудь лохматому чучелу. Быт не то чтоб слишком уж возвышенный. Лампочка в коридоре грустит о несовершенстве жизни. Строчки, не то чтоб так уж сильно накаленные, неплохо гармонируют с ее печальным светом. Кажется, никогда не исчезает флер легкой тоски, витающий над их исповедальной музыкой.
«Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне», – как будто по камертону этого блоковского признания настраивала себя межировская поэзия. Не это ли сильнее всего притягивает к ней?
И если уж попадешь в поле этого притяжения, вырваться будет трудно. Долго ты будешь оставаться в плену этой любви и безысходности. Долго будет давно умерший, но воскрешенный неведомыми силами поэт продолжать свое земное существование, поселившись теперь уже в твоем сердце. Будет вместе с тобой любить и ожидать... ах, если бы взаимности. Нет, он будет ожидать подвоха вместо этой самой взаимности. Объект любви не без недостатков, как можно заметить, как же не ожидать чего-то такого... не слишком хорошего. Хоть и написал Окуджава в стихотворении, посвященном Межирову, что «от любви беды не ждешь», но здесь явно не тот случай.
Но грустное ожидание неприятных событий опять – как и при жизни поэта – не отменит этого, по утверждению мудрой поговорки, злого чувства, именуемого любовью, чуть ли даже не сделает его крепче:
На семи на холмах на покатых
Город шумный, безумный,
родной, –
В телефонах твоих
ё автоматах
Трубки сорваны все до одной.
На семи на холмах на районы
И на микрорайоны разъят, –
Автоматы твои телефоны
Пролетарской мочою разят.
Капризы любви – какими только они ни бывают. Касаются они города ли, человека ли:
И обращается он к милой:
– Люби меня за то, что силой
И красотой не обделен.
Не обделен, не обездолен,
В поступках – тверд,
а в чувствах – волен,
За то, что молод, но умен.
Любовь несмотря ни на что – у Межирова много об этом. Музыка горьковатых строк, вопреки своей приглушенности, поражает иногда внезапно и сильно и с первого прочтения остается в сердце. А это далеко не всегда бывает даже с изумительными стихами.
Снова осень, осень, осень,
Первый лист ушибся оземь,
Жухлый, жилистый, сухой.
И мне очень, очень, очень
Надо встретиться с тобой.
(…)
Пышут кухни паром стирки
И старухи-пьюхи злы.
Коммунальные квартирки,
Совмещенные узлы.
«Но люблю мою бедную землю, потому что иной не видал», – сказал Мандельштам. Люблю, хоть и не очень-то все на ней такое, каким бы должно быть, – мог бы продолжить он. Тем удивительнее, когда на какую-то секунду становится таким, – мог бы подхватить Александр Межиров. Таким, каким задумано небесами:
Молча пей и на судьбу не сетуй
В ресторане подмосковном
«Сетунь».
Пей до дна и наливай опять
И не вздумай веки разлеплять.
Только вдруг
негаданно-нежданно
В ресторанном зале слишком
рано,
До закрытья минимум за час,
Смолкла оглушительная ария
Электрогитары
экстра-класс,
На электростанции авария –
В ресторане «Сетунь» свет
погас.
Свет погас – какая благодать
Еле слышно через стол
шептать.
В темноте посередине зала
Три свечи буфетчица зажгла,
И гитара тихо зазвучала
Из неосвещенного угла.
Межирову сто лет. Если б почаще случались в его жизни такие события, как в этом злосчастном ресторане, может, его поэзия была бы светлее. Но вряд ли была бы ей присуща тогда ее редкая притягательность.
комментарии(0)