Есть три эпохи у воспоминаний… Кузьма Петров-Водкин. Портрет А.А. Ахматовой. 1922. Русский музей |
у воспоминаний.
И первая – как бы
вчерашний день.
Душа под сводом
их благословенным,
И тело в их блаженствует
тени.
Еще не замер смех,
струятся слезы,
Пятно чернил не стерто
со стола –
И, как печать на сердце,
поцелуй,
Единственный, прощальный,
незабвенный…
Но это продолжается
недолго…
Уже не свод над головой,
а где-то
В глухом предместье дом
уединенный,
Где холодно зимой,
а летом жарко,
Где есть паук и пыль
на всем лежит,
Где истлевают пламенные
письма,
Исподтишка меняются
портреты,
Куда как на могилу ходят люди,
А возвратившись,
моют руки мылом,
И стряхивают беглую слезинку
С усталых век – и тяжело
вздыхают…
Но тикают часы,
весна сменяет
Одна другую, розовеет небо,
Меняются названья городов,
И нет уже свидетелей
событий,
И не с кем плакать,
не с кем вспоминать.
И медленно от нас уходят
тени,
Которых мы уже не призываем,
Возврат которых
был бы страшен нам.
И, раз проснувшись, видим,
что забыли
Мы даже путь в тот дом
уединенный,
И, задыхаясь от стыда и гнева,
Бежим туда,
но (как во сне бывает)
Там все другое: люди, вещи,
стены,
И нас никто не знает –
мы чужие.
Мы не туда попали…
Боже мой!
И вот когда горчайшее
приходит!
Мы сознаем, что не могли б
вместить
То прошлое в границы
нашей жизни,
И нам оно почти
что так же чуждо,
Как нашему соседу
по квартире,
Что тех, кто умер,
мы бы не узнали,
А те, с кем нам разлуку Бог
послал,
Прекрасно обошлись
без нас – и даже
Всё к лучшему…
«Есть три эпохи у воспоминаний…» Лет уже примерно сорок вспоминаю я эти слова, а за ними и все стихотворение Анны Ахматовой. Вспоминаю старую пластинку, на которой она сама читает его.
Не было у меня никакого прощального поцелуя, который бы вот так целых три эпохи лежал на сердце, ни в какой уединенный дом, задыхаясь от стыда и гнева, я никогда не бежал, ничего из того, о чем сказано в этих стихах, ни разу со мной не случалось. Все это чужое и такое далекое, что ничего более далекого я не могу себе вообразить.
Я удивляюсь этому стихотворению почти так же сильно, как Мандельштам когда-то удивлялся тому, что ничем таким уж значительным не связанный с его ранними годами Петербург занимает в его душе такое огромное место:
Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
Я действительно не знаю, почему так люблю его.
Думаю об этом, и внезапно всплывает в моей памяти одна ее строчка. Строчка, в которой она выдала одну свою (и, может быть, главную) тайну. Вот что она однажды сказала про свои стихи: «Это голос таинственной лиры, на загробном гостящей лугу».
А что, если это правда?
Если б я поверил этому, если б воспринял ее слова всерьез тогда, в своей глупой юности!
Теперь-то, осмысляя свой опыт, удивляясь тому, как долго это стихотворение волнует меня, я, пожалуй, готов это сделать.
Кто знает, думаю я сегодня, как эти загробные голоса действуют на человеческую душу. Может, так они навсегда приковывают ее к чему-то нездешнему, и неизвестно еще с какою целью. Может, лучше было по примеру Одиссея привязать себя к мачте, чем неразумно бросаться в волны этих переливчатых образов поэтического моря. Может, и правда это жутко и непоправимо, что по роковой случайности не оказалось тогда рядом мачты из надежной корабельной сосны, а была только спинка кровати, не очень подходящая для этой цели.
Впрочем, я бы все равно этого не сделал, потому что не нажил еще опыта и был наивен и несмышлен. В те времена, ничего еще не подозревая, этому голосу Сирены со старой пластинки я не в силах был противиться!
Теперь уже поздно.
Люблю, люблю и повторяю и, наверно, буду повторять до самого своего последнего часа, пока не погубит меня окончательно стоящая за этими звуками страшная потусторонняя сила:
Есть три эпохи у воспоминаний…
Но как приятно бывает возвращаться иногда от этих жутких потусторонних страстей в реальный мир. Сидишь себе за столиком, читаешь газету, время от времени поглядываешь в иллюминатор. До альфы Центавра еще лететь и лететь, но просторы космоса благосклонны и уютны – хоть в домашних тапочках ходи. Ну вот как в этом стихотворении Владимира Соколова:
Твои одинокие ночи,
Твои одинокие ночи,
Твои одинокие очи,
Созвездья ночные мои.
Тебе, ничего не рисуя,
И снег и росу принесу я.
Твои одинокие ночи,
Созвездья земные мои.
А хочешь, и вовсе не буду.
А хочешь, совсем позабуду.
Но я позабыть не смогу.
Зачем ты большими ночами
Меня умоляешь лучами,
Чтоб я одинокие ночи
Провел на твоем берегу.
Мои одинокие ночи
Твоих, очевидно, короче,
Поскольку ни ночи, ни дня.
А знаешь, какие тропинки,
А знаешь, какие травинки,
А знаешь, какие созвездья
В России, у нас, у меня?
Твои одинокие очи,
Твои одинокие ночи,
Что вечно, вглядясь, исчезают,
Не думаю, что наугад…
Летящие в вечную вечность,
В блистательную
бесконечность,
Зачем же они ускользают,
Мой чистый по разуму брат?
А правда ведь: прочитаешь такое, и чудится тебе, что ты куда-то на альфу Центавра летишь.
Столько в мире поэтов хороших и разных: одна вот о земном пишет, а читаешь ее и кажется, что ты где-то на далекой альфе Центавра, а другой на эту самую альфу Центавра глядит – и говорит о ней, как о своем благоуханном палисаднике. Смыться, что ли, на нее задумал?
Впрочем, может, он и прав: по нынешним временам вряд ли отыщешь где-нибудь уютное местечко ближе, чем на альфе Центавра.
комментарии(0)