Граф одевается лениво… Павел Федотов. Завтрак аристократа. 1850. ГТГ |
На рубеже веков Горький, Куприн и Андреев продолжали следить за чужой гигиеной: «протягивал ученику волосатые пальцы с черными ободками ногтей», «Бринкен заботливо постучал грязным ногтем», «заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые впервые заметил у себя Гараська».
В двадцатые годы эпос о ногтях завершали Булгаков и Лев Лунц: «куда тыкал грязный ноготь кассира», «шейка у него открытая, ногти, правда, грязные, но, знаете ли, c’est tres romantique». Дальше, в советские времена, на ногти писатели обращали внимания все меньше и меньше. Рабочий класс с колхозным крестьянством мог себе позволить эту простоту.
Но вернемся в прошлое, почему ногтям придавалось такое значение? Чистые ногти были отличительным признаком высшего сословия. Только его представители могли себе позволить тщательный уход за ними:
Восстав поутру молчаливо,
Граф одевается лениво,
Отделкой розовых ногтей,
Зевая, занялся небрежно...
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный
Грим
Смел чистить ногти
перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.
Для Пушкина и его преемников по писательскому цеху свет делился на людей с ухоженными ногтями и неухоженными, почему эта деталь и постоянно подчеркивалась как важная характеристика героя.
Но к концу XIX века низы стали подтягиваться к верхам в своих бытовых привычках. Чехов, происхождения совсем простонародного, уже вообще не упоминает про грязные ногти, зато пишет про уход за ними: «Он сидел у себя на диване, чистил ногти и пил чай… сказал столоначальник Кисляев, чистя спичкой ногти… прежде чем приступить к делу, он долго одевался, умывался и причесывался; даже почистил себе зубы красным порошком и минуты три обрезал свои острые розовые ногти».
Для ногтей необходимы были соответствующие инструменты, они стоили денег, и это тоже являлось препятствием для распространения правильного ухода. Отсюда пагубная привычка людей того времени обгрызать свои ногти, за неимением маникюрных ножниц. И она тоже попала в книги как характеристика бедности или невоспитанности. Разночинцы Чехова поступали именно так: «сидит у себя в кабинете и нервно кусает ногти… перецеловал все ее пальчики с огрызенными розовыми ногтями», также как персонажи Писемского и Грина: «красные, с совершенно обкусанными ногтями, руки», «сказал Больт, обкусывая свой грязный ноготь».
В наше время – время салонов красоты, полной доступности мыла и маникюрных инструментов, грязные ногти ушли в небытие. Впрочем, процесс начался в советское время – аристократический уход за ногтями канул в Лету, но на смену ему пришли чисто медицинские соображения. В школах медсестры и назначаемые из числа школьников дежурные санитарки проверяли у детей ногти, уши, искали вшей, приучали их и родителей к основам гигиены.
Как писала бессмертная Агния Барто: «Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой». А старик Чуковский запугивал детей: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок!.. У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки». В пропаганду гигиены включился, конечно, Маяковский: «Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, – ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы». Ясно, что не обошлось, хоть и с опозданием, и без Михалкова: «Чистит ногти, моет руки, Каждый вечер гладит брюки». Впрочем, если верить «Пословицам и поговоркам русского народа» Даля, россияне уже столетия назад сообразили, что «нестриженый ноготь в мясо растет».
комментарии(0)