0
5288

05.04.2023 20:30:00

Тьмы низких истин…

Александр Сергеевич и Бонапарт

Тэги: история, поэзия, россия, свобода, политика, пушкин, наполеон


11-15-11250.jpg
Ольга Муравьева. Пушкин
и Наполеон. – М.:
Русский путь, 2022. – 182 с.
Строки Пушкина цитируются всегда. Просто потому, что он помогает жить. Его светлый гений дает надежду, особенно в непростые времена. Как часто, к месту и не очень, вспоминают, к примеру, знаменитые слова: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Однако не каждый помнит, как и когда они появились. Александр Сергеевич написал их в 1830 году, находясь в Болдине, окруженный холерными карантинами. Его знаменитая Болдинская осень дала мировой литературе много шедевров. И одним из них стало стихотворение «Герой». Именно там и засияли «низкие истины».

«Герой» не дает покоя пушкинистам уже который век. Необычность построения и завораживающий тайный смысл этого произведения порождает все новые и новые гипотезы тех, кто пытается проникнуть в сокровенный и бездонный замысел великого поэта. И одной из них стала пушкинистка, сотрудница Пушкинского Дома, участник почти всех последних изданий Пушкинской комиссии Академии наук Ольга Муравьева. Именно «Герой» стал основой ее изящного исследования «Пушкин и Наполеон».

«Герой» Пушкина – это диалог двух героев – Друга и Поэта на темы о том, что такое настоящий тиран – мучитель или герой. И одним из главных предметов их спора является Наполеон Бонапарт. Правда, ряд исследователей считают, что спорщики обсуждают не только деяния Наполеона, но и бесстрашную поездку Николая I в охваченную холерой Москву. «Пушкин и Наполеон» – размышления о роли Бонапарта в творчестве великого поэта – Муравьева выстроила также в стиле пушкинского великого стихотворения. Ее книга – это также диалог двух главных действующих лиц – Историка и Друга.

Работа читается очень легко. Герои спорят, затрагивая фундаментальные проблемы, которые волновали Александра Сергеевича. Перебивают друг друга, приводят свои соображения о том, как воспринимал Наполеона поэт в разные периоды своей короткой жизни.

Здесь и знаменитая строфа: «Хвала!.. Он русскому народу/ Высокий жребий указал/ И миру вечную свободу/ Из мрака ссылки обещал». Здесь и другие строки: «Сей муж судьбы,/ Сей странник бранный,/ Пред кем унизились цари/ Сей всадник, папою венчанный,/ Исчезнувший, как тень зари». И конечно: «Напрасно ждал Наполеон,/ Последним счастьем упоенный,/ Москвы коленопреклоненной/ С ключами древнего Кремля./ Нет, не пошла Москва моя/ К нему с повинной головою...»

«Певец империи и свободы» – так удивительно точно назвал Пушкина философ-эмигрант Георгий Федотов. Поэт действительно любое явление, любое чувство мог в одной строке рассмотреть с самых разных сторон сквозь только ему одному доступный «магический кристалл».

Эта книга необычайно интересна. Потому что через фигуру Наполеона Пушкин размышлял о том, что есть власть и стоят ли исторические победы испытаний для народа. И продолжал восхищаться Россией, сумевшей сложить к своим ногам знамена одного из самых величайших полководцев и государственных деятелей в мировой истории.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
584
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
510
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
641
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
173

Другие новости