Державин, без сомнения, самая важная фигура века Просвещения. Сальватор Тончи. Портрет поэта Гавриила Романовича Державина. 1801. ГТГ |
Лев Лосев пишет стихотворение «XVIII век», в котором размышляет о русском Просвещении. Согласно Лосеву, культура не затронула толщу народа, она всего лишь декорации, «что разлезлись под натиском прущей/ русской зелени дикорастущей»:
Видны волглые избы, часовня,
паром.
Все построено грубо, простым
топором.
Накорябан в тетради гусиным
пером
стих занозистый, душу
скребущий.
В XVIII веке Русь осталась прежней. Однако культурные феномены изменились, появился «занозистый стих» Державина. Аллюзия возникает благодаря упоминанию имени Фелицы в третьей строчке стихотворения.
С Лосевым солидарен Виктор Кривулин. «Все лучшее в нас – чужое, – размышляет он в одном из своих эссе. – И думая о Державине, Тютчеве, Блоке, я не могу избавиться от какой-то двойственности и растерянности, я думаю о том, что русская поэзия в лучших своих проявлениях совсем не соотносится с тем, что для удобства можно условиться называть повседневной реальностью».
Да, у нас поэзия и действительность сильно отстоят друг от друга. Впрочем, андеграунд неоднократно предпринимал попытки сближения, о чем свидетельствуют, к примеру, стихи Игоря Холина.
Интересно, что «осьмнадцатое столетие» присутствует у последнего и скрыто, и явно:
Мои учителя
Не Брюсов
Не Белый
Не Блок.
Мои учителя
Тредиаковский
Державин
Хлебников.
Державин был поэту чрезвычайно близок (державинский сборник стихов Холин подарил Сапгиру с памятной надписью). С Тредиаковским, как считает Татьяна Михайловская, его связывает ниточка, которая тянется от стихов из книги «Езда в Остров Любви».
Любопытную попытку сопряжения реальности стиха и реальности жизни сделал Владимир Казаков. Ему вспомнился фрагмент стихотворения Ивана Дмитриева «Смерть князя Потемкина», и он соотнес его с конкретной ситуацией:
я Дмитриева вспоминал
«... О, коль ужасную картину
Печальный гений мне открыл!
Безмолвну вижу я долину;
Не слышу помаванья крыл
Ни здесь, ни там любимца
Флоры –
Всё тёмно, что ни встретят
взоры!
Поникнул злак, ручей молчит;
И тот, кого весь Юг
страшится,
Увы! простерт на холме
зрится –
Простерт, главу склоня
на щит!..»
идя вдоль набережной
Иногда такое сопряжение осуществляется на стыке природного и культурного. Как сделал это Михаил Соковнин.
Его «Разлив Оки» (1970) – «державинский разбег строки» и в то же время визуальный образ. Одно неотделимо от другого, декорации не прячут бытие:
Разлив холодныя Оки,
одно шоссе – остаток суши,
и всю дорогу бьющий в уши
державинский разбег строки:
разлив холодныя Оки.
Вода как смерть над берегами,
повсюду – пустота воды,
предчувствием такой беды,
которая не за горами.
Разлив холодныя Оки,
пустых вагонов бег обратный.
Бог! День! Хоть чем-нибудь
обрадуй,
хотя находкою строки:
разлив холодныя Оки.
Державин, без сомнения, самая важная фигура века Просвещения. Вокруг него выстраиваются многие тексты не только неофициальной поэзии. Можно упомянуть напечатанную в «Литературной учебе» повесть Петра Паламарчука «Един Державин» (1982), имевшую большой успех.
У Юрия Кублановского вельможный старец изображен во время публичного экзамена в Лицее, где Пушкин читает свои стихи: «И старец сиятельный в зале/ арапскому отроку крикнул: «Виват!»./ А Пушкин бежал, словно был виноват» («Стихи о русских поэтах», 1977). Известно, что когда Державин приехал, он вошел в сени и спросил у швейцара: «Где, братец, здесь нужник?». Этот прозаический вопрос разочаровал ждущего его на лестничной клетке Дельвига, но вдохновил Кублановского: «Державин у Дельвига: «Где тут нужник?»/ Но Дельвиг Державину не проводник». Так высокое и низкое переплелись в жизни и в поэзии.
Державин, как известно, ввел в стихи простонародные элементы, отчасти разрушив систему классицизма. Другая особенность его поэтической речи – фактографичность, точность описания. Дмитрий Бобышев в «Русских терцинах» (1977–1981) обыгрывает стихотворную походку классика, прибегая к цитатам:
Так – не куда несешься,
тройка-Русь,
а: – Господи, да где ты там
застряла?
Туды – «шекснинска стерлядь
золотая»,
куда и «щука с голубым пером»…
ПОРТКИ БЫ МЫ ПЕРВЕЕ
ЗАЛАТАЛИ!
(Зато, видать, и лезем
напролом,
что стыдно отвернуть...)
А ведь когда-то,
как нас, кормили Землю мы
зерном:
чего-чего, – пахали мы богато!
Теперь вопрос: ЧЕМ ДЫРЫ
ЗАЛАТАТЬ?
– Смекалкой полупьяного
солдата?
И – кто есть русский – Нищий?
Или тать?
Сергей Кулле в неоконченном стихотворении «Моя птица» (1975), перебирая разных пернатых, которые ему не подходят, вспоминает и державинского снегиря.
Не Филомела и не Прокна.
Не Гальциона и не Чайка.
Не Чибис
Не Соловей
Не толстовский Жаворонок
И не державинский Снегирь….
О «Снигире» (у Державина птица через «и») мы поговорим чуть ниже. Кроме него вельможному автору важна ласточка, которая подробно описана в его одноименном произведении. Елена Игнатова в стихотворении «Памяти друга» (1975) обратилась к любимой птице Державина: «Смерть – домовитая ласточка», – говорит она. То есть державинский образ метафорически привязывается к смерти. Ласточка «каждому сору и мимо летящему трепету крылышек ведает место и вкус» и настигает любимых.
Если с ласточкой в андеграунде произошла трансформация, то снегирь остался тем же самым. У Державина он ассоциируется с генералиссимусом Суворовым, у самого знаменитого поэта, вышедшего из культурного подполья, Иосифа Бродского – с маршалом Жуковым. Снегирь залетел в последнюю строчку оды Бродского «На смерть Жукова» (1974): «Бей, барабан, и военная флейта,/ громко свисти на манер снегиря».
Державинский «Снигирь», как известно, строится по принципу антитезы. Антитетичность пронизывает и творение Бродского. Достаточно вспомнить так восхитившие Солженицына слова о советских воинах: «храбро входили в чужие столицы и возвращались в страхе в свою». Высокий и низкий стиль вступают в борьбу, сталкиваются друг с другом. Как подметил Петр Вайль, ода Бродского разностильна: тут и архаизмы (причем не только лексические, но и грамматические), и канцеляризмы, и разговорная речь; возвышенная риторика соседствует с говорком, и все это, в отличие от Державина, ни в какую систему не складывается. Державин присутствует на заднем плане, но копирования нет.
Не находим мы точного воспроизведения державинской речи и в стихотворении Олега Охапкина «Русская лира» с подзаголовком «Памяти Г.Р. Державина» (1975). Тем не менее это самое яркое «державинское» стихотворение культурного подполья.
В первой строфе Охапкин говорит о важности поэзии Державина для России: «Есть несколько стихов на памяти народа./ В них вся душа его судьбы./ Какая боль, печаль, отрада/ Ждать Гаврииловой трубы!». Архаика возникает в тексте благодаря визуальной рифме «народа – отрада» и Гаврииловой трубе Апокалипсиса, которая звучит и в последнем стихотворении Державина «Река времен»: «А если что и остается/ Чрез звуки лиры и трубы,/ То вечности жерлом пожрется/ И общей не уйдет судьбы».
Во второй строфе появляется Тютчев как архаист, как наследник литературы ушедшего века. Охапкин, согласно современным исследователям, продолжил линию Державин – Тютчев, поэтому мы и видим последнего.
Стихотворение большое, строф много. В одних из них мы находим державинские образы и темы, в других – напоминание о его государственной службе, участие в подавлении бунтов, в третьих – размышление о поэтическом слоге Державина. Заканчивается произведение признанием в любви к поэту: «И я, оратор твой смиренный,/ Земля словесности родной,/ Над пажитью твоей нетленной/ Шепчу: «Пой, жаворонок, пой!».
Жаворонок в народе считается Божьей птицей. Отсюда охапкинское сравнение.
Державин присутствует в неофициальной культуре то явно, то подспудно, как это происходит в цикле Василия Филиппова «Державин и мой день рождения» (1985).
Это длинные-предлинные стихи, чем-то напоминающие державинские оды по случаю. А случаи здесь – весна, Пасха, тексты знакомых поэтов, чтение авторов Серебряного века. Это поэзия неожиданных ассоциаций. И «Державин» в названии – такая метафора, не имеющая в корпусе текстов своей опоры, логической связи.
Державин может и вовсе не фигурировать в стихах, но связь с ним остается. Так, со слов Эрля известно, что автор «Фелицы» был одним из любимых поэтов Леонида Аранзона, поэтика которого кардинально расходится с поэтикой екатерининского вельможи.
У Евгения Сабурова также нет с ним точек пересечения. Однако для него Державин был важен как фигура человека, находящегося во власти и продолжающего писать стихи. Сам Сабуров сочинял урывками. Писал даже тогда, когда был вице-премьером Крыма.
комментарии(0)