Неизвестные сцены из жизни Гэндальфа изобразил художник Алан Ли. Иллюстрация из книги |
Мир, созданный Толкином, – явление уникальное. Столь многопланового и четко проработанного мира, пожалуй, не создал ни один другой автор. Подробная космогония от самых времен сотворения мира, подробная история четырех эпох взаимодействия людей, эльфов, гномов и других существ, происходящая на фоне противоборства персонифицированных сил Добра и Зла, языки, культура… Повесть-сказка «Хоббит, или Путешествие туда и обратно» и роман-эпопея «Властелин колец» – это только вершина айсберга, рассчитанная на массового читателя… Впрочем, сомневаюсь, что Толкин, работая на своими произведениями, что-то там рассчитывал. Его увлекал сам процесс миро- и мифотворчества. Просто эти два произведения, да еще несколько совсем коротких сказок оказались в большей степени в русле традиционной художественной литературы. Другие тексты, оставленные Профессором, написаны более тяжелым для восприятия языком и в большей степени напоминают реконструкции легенд и преданий, а то и научные эссе. Однако для самого Джона Рональда Руэла Толкина они имели, может быть, даже большее значение, чем популярные «Хоббит» и «Властелин колец», более того, без них не было бы этих известных во всем мире произведений.
Возникает вопрос, а нужно ли было знакомить с ними массового читателя и в каком виде их ему преподносить… Ведь все они разрозненны, а многие даже не дописаны, сохранились в виде черновиков и заметок. Сам Джон Рональд Руэл Толкин даже не пытался готовить их к печати. Лишь некоторые читал в узком кругу.
Титаническую работу по систематизации и предпечатной подготовке текстов взял на себя сын писателя Кристофер Толкин. Благодаря ему библиография его отца увеличилась кратно.
Из книг, подготовленных к печати Кристофером Толкином, наиболее известен «Сильмариллион». Это сборник мифов и легенд Арды, то есть мира Толкина, описывающих его с точки зрения Валар (первых святых, созданных демиургом Эру Илюватаром) и эльфов. Это космология и история Арды с момента ее сотворения до конца Третьей эпохи. Поскольку действие «Властелина колец» разворачивается как раз в конце Третьей – начале Четвертой эпохи Средиземья, «Сильмариллион» оказывается непосредственной его предысторией. Однако структура этих книг абсолютно разная: «Властелин колец» написан как традиционный роман с последовательным изложением событий, а «Сильмариллион» имеет пунктирную структуру, между различными историями, вошедшими в него, проходят огромные временные периоды. И все-таки Кристофер свел оставленные его отцом разрозненные тексты в единый монолит, единое и связное произведение. Он убрал все нестыковки, которые были в текстах, написанных в самое разное время, привел к общему виду имена и топонимы.
Джон Рональд Руэл Толкин. Неоконченные предания Нуменора и Средиземья / Под ред. Кристофера Толкина. Пер. с англ. Под общей редакцией А. Хромовой.– М.: АСТ, 2022. – 752 с. |
«Данная книга – не более чем собрание текстов, различающихся по форме, замыслу, степени законченности, по времени создания (и по степени произведенной мною обработки)… – пишет Кристофер в предисловии. – Те читатели, которые не хотели бы, чтобы им остались неизвестны образы Мелькора и Унголиант, глядящих с вершины Хьярментира на «нивы и пастбища Йаванны, где золотилась высокая пшеница богов», или теней, ложившихся под ноги воинства Финголфина при первом восходе луны, или Берена, притаившегося в волчьем облике у трона Моргота, или света Сильмариля, внезапно засиявшего в темноте Нельдоретского леса, – я полагаю, эти читатели сочтут, что несовершенство формы публикуемых здесь повествований искупается возможностью услышать – в последний раз – голос Гэндальфа, поддразнивающего надменного Сарумана на собрании Белого Совета в 2851 году, или уже после Войны Кольца рассказывающего в Минас-Тирите о том, как он отправил гномов на вечеринку в Бэг-Энде. Несовершенство это отступает перед возможностью узреть явление Ульмо, Владыки Вод, восставшего из глубин моря близ Виньямара, или увидеть Маблунга Дориатского, затаившегося, «как мышонок», в руинах моста у Нарготронда, или оказаться свидетелем гибели Исильдура, пытавшегося выбраться на илистый берег Андуина».
Если хотя бы треть из этих имен и топонимов вам знакомы, то «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья» – книга для вас. А также вышедшие раньше на русском языке «Утраченный путь и другие произведения», «Устроение Средиземья», «Книга Утраченных Сказаний» (в двух частях), «Песни Белерианда», «Дети Хурина», «Падение Гондолина»…
комментарии(0)